Поэма “Мертвые души” принадлежит к числу тех книг, которые вошли в сокровищ- ницу русской и мировой литературы. С само- го начала поэма была задумана как произве- дение о всей стране. Около 17 лет работал Н. В. Гоголь над “Мертвыми душами”.
Он хо- тел “показать хотя с одного боку всю Русь”, “все, что ни есть и хорошего и дурного в рус- ском человеке”. Писатель, по словам Нико- лая Гавриловича Чернышевского, сказал нам “правду про нас самих”. Почти половина первого тома “Мертвых душ” посвящена характеристике разных
Отдельными чертами Коробочка напоминает ведьму из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Фамилия героини метафо- рически выражает сущность ее натуры, бе- режливой, недоверчивой, боязливой, скудо- умной, упрямой, суеверной. Коробочка – “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестряде- вые мешочки, размещенные по ящикам ко- модов”. Комод, где лежат помимо белья мешочки с деньгами, – аналог Коробочки. “Дубинноголовая” поняла выгоду торговли и соглашается, правда после долгих уговоров, продать такой необычный товар, как мерт- вые души. Лишь бы не продешевить!
Симво- лически Коробочка раскрылась, предав огла- ске тайну Чичикова. Таким образом, волшеб- ная шкатулка с двойным дном выдает свой секрет… Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медве- дицу и указывают на “медвежий угол”, где она живет.
Подчеркивается замкнутость Ко- робочки, ее недалекость и упрямство, мелоч- ность, животная ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям Гоголь дал фамилии Бобров, Сви- ньин. В хозяйстве Коробочки “индейкам и курам не было числа”. По фольклорной тра- диции, птицы, упоминаемые в связи с Коро- бочкой , сим- волизируют глупость, бессмысленную хло- потливость.
Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пыш- ной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений . Общечеловеческие страсти нашли свое от- ражение в образе Коробочки. Она боится про- дешевить при продаже мертвых душ, опа- сается, как бы Чичиков не обманул ее, хо- чет выждать, чтобы “как-нибудь не понести убытку”, может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь “товар такой странный, сов- сем небывалый” . Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед.
Цены на эти продукты она знает. Сомнения вы- нуждают ее отправиться в город, чтобы уз- нать настоящую цену на столь странный то- вар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и ме- шочками, полными денег. Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял.
В образе Коробочки заключен тип омерт- вевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая делови- тость. Каждый человек для нее – это преж- де всего потенциальный покупатель.
Неболь- шой домик и большой двор Коробочки симво- лически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, ос- тановившемуся, внутренне мертвому миру. Таким образом, создавая своих героев, автор использовал следующие художествен- ные средства: “говорящие” фамилии, рус- ский фольклор, символику, устойчивые эпи- теты, сравнения. Художественные детали говорят о хозяине больше, чем его по- ступки.
Образ Коробочки великолепно сим- волизирует николаевскую эпоху, где прида- валось существенное значение соблюдению формы, а о содержании не заботились, где подавляли живую дущу ради впечатления благополучия и благоденствия.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА В ИЗОБРАЖЕНИИ ОБРАЗА. КОРОБОЧКА – ОДНА ИЗ “МЕРТВЫХ ДУШ”