Осип Эмильевич Мандельштам принадлежал к плеяде блистательных поэтов Серебряного века. Его оригинальная высокая лирика стала весомым вкладом в русскую поэзию XX века, а трагическая судьба до сих пор не оставляет равнодушными почитателей его творчества.
Мандельштам начал писать стихи в 14 лет, хотя родители не одобряли этого занятия. Он получил блестящее образование, знал иностранные языки, увлекался музыкой и философией. Будущий поэт считал искусство самым главным в жизни, у него сформировались свои понятия о прекрасном и возвышенном.
Для
Неутомимый маятник качается
И хочет быть моей судьбой.
Первые опубликованные стихотворения имели названия “Невыразимая печаль…”, “Дано мне тело – что мне делать с ним…”, “Медлительный снежный улей…”. Их темой была иллюзорность действительности. Ахматова, познакомившись с творчеством молодого поэта, спрашивала: “Кто укажет, откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама?” Вслед за Тютчевым поэт вводил в стихи образы сна, хаоса, одинокого голоса среди пустоты пространств, космоса и бушующего моря.
Начал Мандельштам с увлечения символизмом. В стихах этого периода он утверждал, что музыка – это первооснова всего живого. Его стихи были музыкальными, он часто создавал музыкальные образы, обращался к творчеству композиторов Баха, Глюка, Моцарта, Бетховена и других.
Образы его стихов были еще нечеткими, автор словно хотел уйти в мир поэзии. Он писал: “Неужели я настоящий, И действительно смерть придет?”
Знакомство с акмеистами меняет тональность и содержание лирики Мандельштама. В статье “Утро акмеизма” он писал, что считает слово камнем, который акмеисты кладут в основу здания нового литературного направления. Свой первый сборник стихов он так и назвал – “Камень”. Мандельштам пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором в стихах. У него самого изменились тематика, образный строй, стиль и колорит стихов. Образы стали предметными, зримыми и вещественными. Поэт размышляет о философской сути камня, глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет весом, тяжестью предметы, ищет в камне философско-мистический смысл.
В его творчестве часто встречаются образы архитектуры. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Мандельштам доказывает это своими стихами, которые завораживают красотой линий и глубиной мысли. Поражают его стихи о Соборе Парижской Богоматери, об Адмиралтействе, о Софийском соборе в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском храме Кремля в Москве и Казанском соборе в Петербурге и многих других шедеврах архитектуры. Поэт в них размышляет о времени, о победе изящного над грубым, света над тьмой. В его стихах ассоциативность образов и импрессионизм письма. Ценность этих стихотворений в их философском и историко-культурном содержании. Мандельштама можно назвать певцом цивилизации:
Природа – тот же Рим и отразилась в нем.
Мы видим образы его гражданской мощи
В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,
На форуме полей и в колоннаде рощи.
Поэт пытался осмыслить историю цивилизаций и народов как единый, бесконечный процесс.
Так же талантливо Мандельштам описывал мир природы в стихотворениях “Раковина”, “Есть иволги в лесах, и гласных долгота…” и других:
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
В стихах поэта замедленный ритм, строгость в отборе слов, что придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется уважение и почтение ко всему, что создано людьми и природой.
В высокой книжной поэзии Мандельштама много отсылок к мировой культуре, что свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения “Бессонница. Гомер. Тугие паруса…”, “Бах”, “Кинематограф”, “Ода Бетховену” показывают, что дает поэту вдохновение для творчества. Сборник “Камень” сделал поэта знаменитым.
Отношение Мандельштама к революции 1917 года было двояким: радость от великих перемен и предчувствие “ярма насилия и злобы”. Позже поэт написал в анкете, что революция отняла у него “биографию” и чувство “личной значимости”. С 1918 по 1922 год начинаются мытарства поэта. В неразберихе гражданской войны его несколько раз арестовывают, держат в заключении. Чудом избежав смерти, Мандельштам наконец оказывается в Москве.
События революции нашли отражение в стихотворениях “Прославим, братья, сумерки свободы…”, “Когда октябрьский нам готовил временщик…” и в сборнике “Tristia” (“Скорби”). В стихах этого периода доминирует мрачный колорит: образ корабля, идущего ко дну, исчезающее солнце и т. п. В сборнике “Скорби” представлена тема любви. Любовь поэт понимает как высшую ценность. Он с благодарностью вспоминает о дружбе с Цветаевой, прогулки по Москве, пишет об увлечении актрисой Арбениной, которую он сравнивает с античной Еленой. Примером любовной лирики может служить стихотворение “За то, что я руки твои не сумел удержать…”.
Мандельштам внес свой вклад в развитие темы Петербурга в русской литературе. Трагическое чувство гибели, умирания и пустоты сквозит в стихотворениях “В Петрополе прозрачном мы умрем…”, “Мне холодно. Прозрачная весна…”, “В Петербурге мы сойдемся снова…”, “На страшной высоте блуждающий огонь!..”.
В 1925 году Мандельштаму отказали в издании его стихотворений. Пять лет он не писал стихов. В 1928 году удалось выпустить ранее задержанную книгу “Стихотворения”. В ней поэт говорит, что “не услышан веком”, вспоминается “крутая соль обид”. Лирический герой мечется в поисках спасения. В стихотворении “1 января 1924” он пишет:
Я знаю, с каждым днем слабеет жизни выдох,
Еще немного – оборвут
Простую песенку о глиняных обидах
И губы оловом зальют.
В стихотворении “Концерт на вокзале” поэт говорит о том, что музыка не облегчает страданий от встречи с “железным миром”:
Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит…
Стихотворения 30-х годов отражают ожидание трагической развязки в противостоянии поэта с властью. Мандельштама официально признали “второстепенным поэтом”, он ждал ареста и последующей гибели. Об этом читаем в стихотворениях “Речка, распухшая от слез соленых…”, “Мастерица виноватых взоров…”, “Я больше не ребенок! Ты, могила…”, “Голубые глаза и горячая лобная кость…”, “Меня преследуют две-три случайных фразы…”. У поэта начинает складываться цикл протестных стихов. В 1933 году он пишет стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное не только против Сталина, но и против всей системы страха и террора. В 1934 году поэт был отправлен в ссылку до мая 1937 года и за это время создал воронежский цикл стихотворений. Через год он погиб в лагере под Владивостоком.
Мандельштам в своей неповторимо своеобразной лирике выражал надежду на возможность познания необъяснимого в мире. Его поэзии присущи глубокое философское содержание, тема преодоления смерти. Его стихи делают богаче личность человека.
Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама