ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ПОЭЗИИ БАСЕ
Простота японских хокку, отсутствие рифм и их лаконичность немного непривычны для европейского читателя. Порой кажется, что такой шедевр может создать каждый, но это обманчивое впечатление. Японские поэты, пишущие хокку, годами работают над каждой лирической миниатюрой, доводя ее до совершенства, как драгоценный камень, сияющий всеми своими гранями. Художественная деталь в хокку отражает целый мир чувств, мыслей, наблюдений.
Реальные образы в хокку рисуются двумя-тремя словами, но вызывают широкие
Даже рыцарь-герой
Около расцветающей сакуры
Становится обыкновенным воином.
В этом хокку есть реальные образы – рыцарь-герой, сакура, простой воин, и ассоциации – победа, красота, поклонение перед чем-то идеально простым, невинным. Настроение – задумчивое, спокойное, умиротворенное, удивленное.
В хокку
Во время цветения сакур
Горам красоты не прибавит
Даже утренняя заря –
Художественные образы весны, цветущего сада, утренней зари.
Художественные образы хокку богатые, вместительные и яркие, художественных средств мало или они практически отсутствуют. Поэтичность хокку – в подборе и размещении обычных слов.
В хокку
Перед красотой цветов
Стыдно стало луне? –
Спряталась за тучкой
Образ ночи создается одним словом – “луна”. Природа очеловечивается – луне “стыдно”. Украшением ночи становится не полная луна, а, наверное, аромат моря цветов. Читая хокку
Горная роза!
Ее иголочки так и просятся
Украшением на шляпу,
Легко представить себе: среди суровых скал – волшебная долина и цветущее чудо – роза. Роза, которая победила и каменную землю, и ветры, и непогоду. Хочется подольше задержать такую красоту около себя, но на шляпе сорванная роза быстро увянет. Поэтому не будем разрушать живую красоту, дадим полюбоваться на прекрасный цветок и другим. Пейзаж в этом хокку скрытый, ассоциативный, выраженный всего лишь двумя словами – “горная роза”. На раскрытие этого образа влияет даже восклицательный знак в конце строчки – высшая степень восхищения.
В хокку
Цветы увяли.
Покрывает землю печаль –
Семена трав
Очеловечивается природа. Метафора “покрывает землю печаль” создает образ осени. Цветы увяли – это печаль. Но остались семена – надежда на будущую молодую зелень. “Светлая печаль” здесь – вечная надежда на обновление, возрождение, преемственность поколений.
У Басе человек и природа неразрывны. Природа очеловечена, а человек будто растворяется в ней, человеческая жизнь с молодостью и зрелостью находит свои ассоциации в цветении, дозревании плодов и семян. Темы хокку Басе разнообразны, но часто переплетаются, очень ассоциативны, что соответствует понятию “югэн” – тонкому намеку или подтексту, который создает волшебство недосказанности.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДОСТОИНСТВА ПОЭЗИИ БАСЕ