Художественная сложность драмы “Жизнь есть сон”

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.10. Художественная сложность драмы “Жизнь есть сон”
По сравнению с пьесой “Стойкий принц” данная драма может показаться чрезвычайно пессимистичной, не открывающей спасительный выход человеку из запутанности и противоречивости жизни даже через веру. Читателю представляется драма человека переходного периода, когда зарождаются истоки нового мира. Оттого в этой пьесе больше двойственности в отображении человеческой природы,

порождение сомнений и противоречий в мыслях, поступках человека, в котором сочетается покорность судьбе и одновременно противоборство с ней.
Сюжет не столь сложен, как строго симметричен: король Полонии Басилио, исходя из астрологических предсказаний, заточает своего рожденного сына в каменную крепость, дабы избежать кровопролития и злодейства с его стороны в будущем. Однако спустя годы, укоряя себя, жалея сына, приказывает усыпить его, переодеть и водворить во дворец. Но дальнейшие события представляют страшное действие, или предсказание сбывается. Сехисмундо, сын короля, впадает в неистовство от того, что столько времени он пробыл в каменном плену по вине приказания отца, боящегося несуществующего предсказания. В гневе герой совершает убийство одного из слуг, собирается совершить другие преступления. Басилио, осознавший, что небеса вершат свое предсказание, вновь заточает сына в темницу. Сехисмундо освобождают из темницы восставшие солдаты. Басилио решил женить Астольфо, прибывшего из Московии на своей дочери и отдать ему правление государством. Войско восстает против такого решения короля и вызволяет Сехисмундо из темницы. Сехисмундо уже спокойно ведет всех в бой, но не мстит, а совершает справедливость, отдавая королевские знаки отцу, признавая его власть.
В данной драме больше горизонтальной направленности в разрешении проблем. Они обозначены на подсюжетных линиях как Росаура и Сехисмундо, Росаура и Астольфо, Астольфо и Эстрелья. Это клубок социально-политических, личностно-ценностных противоречий, который оборачивается для каждого из героев противоречивым трагическим узлом, решит который только Сехизмундо, отказавшийся от своей мести отцу.
На первом месте в пьесе находится определение целостности человека, сущности его природы, что в первую очередь отображается на примере отца Сехисмундо Басилио. Герой вобрал в себя именно барочные черты двойственности, противоречивости человеческой личности. Кальдерон изображает в данном герое дуалистическую направленность человеческой природы. Автор сочетает в образе своего героя современные познания о мире и средневековые представления о мире и судьбе человека. Пред нами, с одной стороны, предстает образ, несомненно, человека Нового времени, вооруженного современными научными достижениями. Это человек, видящий мир в его бесконечности, космической безграничности пространственно-временного направления.
Строки пьесы о герое: “Математические знанья, окружности из снега, И те хрустальные покровы, миры из бриллиантов, Все те хрустальные пространства, Где блещут стройные созвездья, Кочуют полчища планет…”, – прямо отсылают к открытиям Коперника, Галилея, Кеплера.
С другой стороны, это образ человека еще не изжившего сверхъестественное представление о мире, не знающего объяснения космическим преображениям, принимающего обычное космическое явление – затмение солнца – за грядущие трагические знамения. В герое концентрируется образ человека начала Нового времени: “хрупкий и слабый”, “мыслящий тростник” – человек Паскаля, раздавленный открывающимся взору бесконечным пространством космоса, что порождает дуалистичность и двойственность в сознании личности. Чтобы преодолеть данную дуалистичность в человеческой природе Кальдерону мало помощи в вере, она уже не спасает как в “Стойком принце”. Не случайно символом человеческого образа и жизни в данной драме выступает не вертикальная направленность, а горизонтальная, которая только намечена в “Стойком принце”, во многих художественных пунктах, словах героя. Например, в таком, где дон Фернандо говорит: “Взывает день ко дню другому, И вновь зовет его другой, Соединяя в звенья цепи, Со скорбью скорбь, тоску с тоской”.
Здесь необходимо обратить внимание на “звенья” и “цепи”, которые являются образным метафорическим представлением барокко о человеческой жизни. Все предрешено в судьбе человека – это отдельные “звенья”, все последовательно в жизни – это “цепь” и, главное, отдельная личность не в силах отказаться от данной свыше судьбы.
В “Стойком принце” данное философское утверждение заявлено и выдерживается на судьбе дона Фернандо через его религиозную стойкость, тогда как в драме “Жизнь есть сон” все противоречивые “звенья” одной цепи взаимосвязаны и нерасторжимы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

Художественная сложность драмы “Жизнь есть сон”