Автор – это человек талантливый, с выдумкой, одаренный богатым воображением и фантазией. Он рисует словами выразительные картины, живые образы, передает мысли, чувства, действия, поступки, разговоры людей . Его задача – разбудить воображение читателей, дать возможность представить события, характеры, саму жизнь и убедить нас в чем-то важном, вызвать отклик в душе и ответных мыслях и чувствах.
И все это автор делает словами!
Искусство слова – это особое, необыкновенное мастерство. Оно задевает чувствительные струны наших душ, заставляет
Тысячелетиями народ создавал свой язык, как сказал А. Н. Толстой, “дивной вязью плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого”. Этот язык вмещает в себя много словарных пластов. Это нейтральные слова, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, фразеологизмы и др. Но чтобы создать живую картину или художественный образ , писатель должен отобрать из этой сокровищницы общенародного языка самые нужные, самые точные, самые яркие слова, и с их помощью выразить свои мысли и чувства.
Отобрать тщательно, вдумчиво, осторожно, используя при этом все стилистическое богатство русской Речи.
Большинство слов в общенародном русском языке – нейтральные, то есть имеют прямое значение, называют предмет, явление, действие, состояние или качество, и сами по себе художественного образа не создают, например: Русь, бойкий, необгонимый, тройка, нестись, дым, дорога, мосты. Но вот Н. В. Гоголь соединил эти слова в определенном порядке, задал ритмичность, и перед нами возник художественный образ: “Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…” Самые обычные нейтральные слова, оказавшись рядом с другими словами, вдруг стали живыми, выразительными.
Особая роль в создании художественного образа принадлежит стилистически окрашенным словам. Стилистически окрашенные – это, во-первых, синонимы нейтральных, то есть те, которые употребляются в книжной речи, и те, которые звучат в разговорно-бытовой речи . Во-вторых, стилистически окрашенные – это слова, выражения, элементы речи, которые указывают на эмоциональное состояние говорящих, на их отношение к предмету речи.
Каждый писатель выбирает слова из общенародного языка и соединяет их для создания живых картин, образов-характеров, для убедительной передачи читателям мыслей и чувств , которые он сам испытывает. Мастерство писателя и заключается в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение рисовать и картины природы, и мир чувств, и действия персонажей. Но выразительной художественную речь делают не только лексические богатства языка, но и словообразовательные элементы, синтаксические конструкции.
Кроме того, нужно понимать, что каждый художник слова – человек своеобразный, особенный, со своим характером, привычками, воспитанием, индивидуальными человеческими качествами. У каждого – свое видение мира, каждого интересуют свои темы и проблемы, каждый по-своему создает картины и образы-характеры, по-своему отбирает и обрабатывает языковые средства. И именно это – свое, особенное, характерное только для данного художника – и является его индивидуальным стилем, тем, что отличает его художественный стиль от любого другого. Вот, например, что писал Н. В. Гоголь о стиле А. С. Пушкина: “В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла… Тут все: и наслаждение, и простота, и мгновенная высокость, вдруг объемлющая священным холодом вдохновения читателя.
Здесь нет каскада красноречия… здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обеспечивают все. В каждом слове бездна пространства: каждое слово необъятно, как поэт…” А вот высказывание известного критика В. Г. Белинского о стиле М. Ю. Лермонтова: “В… лирических произведениях Лермонтова… также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства…
Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце… Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено…” Из этих высказываний видно, что своеобразная художественная манера отличает каждого истинного художника слова.
Л. Н. Толстой заметил однажды, что читатель к книге еще неизвестного ему автора подходит с такой меркой: “Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что ты можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?” Это действительно так, но, чтобы найти в художественном произведении ответы на эти вопросы, надо учиться понимать и его содержание, и особенности языка, и особенности художественного стиля.
Художественная образность слова