Поэма “Мертвые души” принадлежит к числу тех вечных книг, которые вошли в сокровищницу русской мировой литературы. С самого начала поэма была задумана в русском национальном масштабе. Около 17 лет работал Н. В. Гоголь над этим произведением. Он хотел “показать хотя с одного боку всю Русь”, “все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке”.
Писатель, по словам Николая Гавриловича Чернышевского, сказал нам “правду про нас самих”. Почти половина первого тома “Мертвых душ” посвящена характеристике разных типов
Фольклорный источник этого образа – баба Яга. Отдельными чертами Коробочка напоминает ведьму из “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой, суеверной.
Коробочка – “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Комод, где лежат, помимо белья, мешочки с деньгами, – аналог Коробочки. “Дубинноголовая” Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается, правда, после долгих уговоров, продать такой необычный товар, как мертвые души. Лишь бы только не продешевить!
Символически Коробочка раскрылась, предав огласке тайну Чичикова. Таким образом, благодаря Коробочке, волшебная шкатулка с двойным дном выдает свой секрет… Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на “медвежий угол”, где она живет. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животная ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством.
Ее соседям Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. В хозяйстве Коробочки “индейкам и курам не было числа”. По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой , символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, выражают ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений . Общечеловеческие страсти нашли свое отражение в образе Коробочки. Она боится продешевить при продаже мертвых душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы “как-нибудь не понести убытку”, может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.
Ведь “товар такой странный, совсем небывалый” – она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает. Сомнения вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар.
Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа, наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег. Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека.
На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановив-шемуся, внутренне мертвому миру. Таким образом, создавая своих героев, автор использовал следующие художественные средства: “говорящие” фамилии, русский фольклор, символику, устойчивые эпитеты, зоологические сравнения. Художественные детали говорят о хозяине больше, чем его портрет и поступки.
Образ Коробочки великолепно символизирует николаевскую эпоху, где придавалось существенное значение соблюдению формы, а о содержании не заботились, где подавляли живую душу ради впечатления благополучия и благоденствия.
Худ. средства в изображении образа. Коробочка – одна из “мертвых душ”