“Хорошо!” Маяковского в кратком содержании

1

Автор говорит, что прошли былинные времена, что жанры “эпосов” и “эпопей” кончились. Автор утверждает новый стиль, “телеграфный”.

Телеграммой / лети / строфа! Воспаленной губой / припади / и попей Из реки /по имени -/ “Факт”.

Автор говорит, что его целью было создать книгу, при чтении которой у счастливого свидетеля событий от воспоминаний ощущался бы прилив сил и возникал энтузиазм.

Мы / распнем / карандаш на листе, Чтобы шелест страниц, / как шелест знамен, Надо лбами /годов / шелестел.

2

Автор вспоминает

о том, как после Февральской революции не суждено было осуществиться чаяниям народа на окончание войны, на то, что дадут наконец землю, вместо этого “на шее кучей Гучковы и министры Родзянки…” Власть по-прежнему “к богатым рыло воротит”, поэтому народ не хочет ей подчиняться и призывает к ее свержению. Многочисленные партии занимаются в основном болтовней, и большевики набирали “и гроши, и силы, и голоса”. По деревням идет слух, что “есть за мужиков какие-то “большаки”.”

3

В царском дворце, построенном Растрелли, “раскинулся какой-то присяжный поверенный” . “Глаза у него бонапартьи и цвета защитного френч. Слова и слова…” Керенский сам опьянен своею славой -“пьяней, чем сорокаградусной”. Когда Керенский проезжает по Невскому, “дамы и дети-пузанчики кидают цветы и розанчики”. Сам себя он назначает “то военным, то юстиции, то каким-нибудь еще министром… подмахивает подписи достойно и старательно”. Услышав о беспорядках, приказывает послать карательный отряд, на доклад о Ленине и большевиках реагирует так: “Арестуйте и выловите!” Керенский желает договориться с Корниловым, с английским королем Георгом.

Портрет Керенского рисуют и Бродский, и Репин.

4

Поздний вечер. Петербург. Автор в гротесковой форме описывает разговор престарелой мадам Кусковой и утешающей ее “усатой няни” П. Н. Милюкова. Диалог пародирует разговор Татьяны с няней из пушкинского “Евгения Онегина”. Кускова жалуется, что ей душно, она просит “няню” посидеть с ней и поговорить о старине, делится своим мнением о том, кого следует посадить на престол.

Милюков в ответ обещает дать народу “свобод и конституций”. Кускова в ответ признается, что “я не больна. Я, знаешь, няня… влюблена…”, “влюблена в Сашу, душку…” . Милюков радуется, отвечает: “При Николае и при Саше мы сохраним доходы наши”.

5

Разговаривают “аксельбантами увешанные до пупов” адъютант и штабс-капитан Попов. Они спорят о власти, Попов говорит, что он не за монархию “с коронами, с орлами”, но для социализма “нужен базис”. Он считает, что вначале следует ввести демократию, потом парламент. “Культура нужна, а мы – Азия-с…” Замечает, что тех, кто ездит в “пломбированном вагоне”, надо повесить. Ленин, по его мнению, сеет смуту. Адъютант считает, что Россия больна.

Вспоминают в разговоре казачество, генерала Каледина, “бесштанного Левку”. А в это время “в конце у Лиговки” из подвалов “подымались другие слова”. Некий товарищ из “партийной бюры” раздает оружие – патроны, маузеры, винтовки, боеприпасы. Это большевики готовятся к решительным действиям.

Решают, что завтра следует выступать: “Ну, не несдобровать им! Быть Керенскому биту и ободрану!”

6

Октябрь. Едут “авто и трамваи, под мостом по Неве плывут кронштадтцы”. “Бывшие” убегают в ужасе. Зимний берут в кольцо. А в это время в Смольном “в думах о битве и войске, Ильич гримированный мечет шажки, да перед картой Антонов с Подвойским втыкают в места атак флажки”.

Пролетариат берет Зимний дворец. “А Керенский спрятался – попробуй вымань его!” Атака предваряется залпом “Авроры”. “Вбегает юнкер: “Драться глупо!” Тринадцать визгов: – Сдаваться! Сдаваться! – а в двери бушлаты, шинели, тулупы”. “И в эту тишину, вкатившися всласть, бас, окрепший, над реями рея: “Которые тут временные? Слазь!

Кончилось ваше время”. В Смольном победившие пролетарии поют вместо “И это будет…” “Это есть наш последний…” По-прежнему ездили трамваи, авто, но “уже при социализме”.

7

Описывается петербургская темень, пустые набережные, лишь среди всего этого стоит “видением кита туша Авророва”. Кое-где видны костры. У костра автор встречается с Александром Блоком.

На вопрос автора, что он думает обо всем происходящем, Блок посмотрел вокруг и сказал -“Очень хорошо”. “Кругом тонула Россия Блока… Незнакомки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и жестянки консервов”. Народ идет “за хлебом, за миром, за волей”. “Бери у буржуев завод!

Бери у помещика поле!” Пролетарии экспроприируют имущество “буржуев”: “Чем хуже моя Нина?! Барыни сами! Тащь в хату пианино, граммофон с часами!”

Этот вихрь, / от мысли до курка, И постройку, / и пожара дым Прибирала / партия / к рукам, Направляла, / строила в ряды.

8

Очень холодная зима. Но коммунисты, несмотря на холод, колют дрова на трудовом субботнике.

В наши вагоны, / на нашем пути, Наши / грузим / дрова. Можно / уйти / часа в два, Но мы – уйдем поздно. Нашим товарищам / наши дрова Нужны: товарищи мерзнут. …

“Социализм: свободный труд свободно собравшихся людей”.

9

Капиталисты не могут понять, что за республика такая социалистическая, какие у нее характерные особенности -“какие такие фрукты-апельсины растуг в большевистском вашем раю?” Они интересуются, “за что вы идете, если велят -“воюй””? Указывают на то, что слишком много трудностей. Поэт отвечает:

Слушайте, /национальный трутень, – День наш / тем и хорош, что труден. Эта песня / песней будет Наших бед, /побед, / буден.

10

Интервенция. Плывут “из Марселя, из Дувра… к Архангельску”. “С песней, с виски, сыты по-свински”. Капиталисты грабят, “чужими руками жар гребя”.

С севера идет адмирал Колчак, в Крыму, на Перекопе Врангель засел. Полковники разговаривают во время обеда о том, как они храбро сражаются с большевиками, один рассказывает о том, как раз “десяток чудовищ большевистских” убил и, “как денди”, девушку спас. Большевики в кольце, “Москва на островке, и мы на островке.

Мы – голодные, мы – нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке”.

11

Автор рассказывает о том, что живет в домах Стахеева, в которых теперь размещается ВСНХ. Голодно, холодно, “зимой в печурку-пчелку суют тома шекспирьи”. Автор является свидетелем всему происходящему.

В своем доме, как в лодке, он “проплыл три тыщи дней”.

12

Возле учреждения ходят спекулянты, “обнимут, зацелуют, убьют за руп”. Секретарши “топают валенками”, за хлебными карточками стоят лесорубы, но никто не выражает недовольства, так как понимают, главное – отбить белых. Мимо проходит “незаменимый” работник -“идет за пайком – правление выдало урюк и повидло”. Ученым тоже живется несладко, так как “им фосфор нужен”, “масло на блюдце”. “Но, как назло, есть революция, а нету масла”.

Луначарский выдает людям, полезным делу революции “сахар, жирок, дров березовых, посуше поленья… и шубу широкого потребленья”.

13

Автор сидит в помещении с Лилей, Осей и с собакой Щеником. Холодно. Автор одевается и едет на Ярославский. “Забрал забор разломанный”, погрузил на санки, привез домой, развел огонь.

Автор вспоминает, что ему довелось много блуждать в теплых странах.

Но только / в этой зиме Понятной / стала / мне / теплота Любовей, / дружб / и семей. Лишь лежа / в такую вот гололедь, Зубами / вместе /проляскав – Поймешь: / нельзя / на людей жалеть Ни одеяла, / ни ласку.

Автор делает вывод, что землю, “с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя”.

14

Автор опять вспоминает те не очень сытые, не очень теплые времена, вспоминает свою любимую.

Не домой, / не на суп, а к любимой / в гости две /морковинки / несу за зеленый хвостик. Я / много дарил / конфект да букетов, но больше / всех / дорогих даров я помню / морковь драгоценную эту и пол – / полена / березовых дров.

Автор вспоминает, как питался кониной, как делился с младшей сестрой Олей солью, “щепоткой отсыревшей”. За стенкой сосед говорит жене: “Иди продай пиджак”. Автор вспоминает, что “за тучей берегом лежит Америка”. “Лежала, лакала кофе, какао”. Но поэт по-прежнему говорит: “Я землю эту люблю…

Землю, с которой вдвоем голодал, – нельзя никогда забыть”.

15

Стоят локомотивы. Пути занесло снегом. Люди расчищают лопатами снег.

Пять человек обморозились, но локомотив все-таки пошел вперед. В это время ходят “обывательские слухи: Деникин подходит к самой, к Тульской, к пороховой сердцевине”. Красные нагоняют Мамонтова, сражаются. Поэт вспоминает о покушении Каплан на Ленина:

Ветер / сдирает /списки расстрелянных, рвет, / закручивает / и пускает в трубу. А лапа / класса / лежит на хищнике – Лубянская лапа Чека.

“Миллионный класс встал за Ильича”, обыватели “хоронились за кухни, за пеленки”. Автор говорит, что видел много мест, “где инжир с айвой росли без труда у рта моего”.

Но землю, / которую / завоевал и полуживую / вынянчил, Где с пулей встань, / с винтовкой ложись, Где каплей / льешься с массами, – С такою / землею / пойдешь / на жизнь, На труд, / на праздник / и на смерть!

16

Врангель бежит из Крыма. Крики, ругань. Бегут “добровольцы” , “чистая публика и солдатня”. Вся эта публика забыла приличия, “бросила моду”, бегут кто как: “бьет мужчина даму в морду, солдат полковника сбивает с мостков”. “Вчерашние русские” бегут за границу, чтобы “доить коров в Аргентине, мереть по ямам африканским”. Пришлось убраться и интервентам.

В Крым входят красные с песней “И с нами Ворошилов, первый красный офицер”. После победы все вспомнили -“недопахано, недожато у кого”.

Я с теми, / кто вышел / строить и месть в сплошной / лихорадке / буден. Отечество / славлю, / которое есть, но трижды -/ которое будет. Я / планов наших / люблю громадье, Размаха / шаги саженьи.

Я радуюсь / маршу, / которым идем В работу / и в сраженья.

Автор видит, как вместо нищей аграрной страны Россия превращается в индустриальную державу, “поворачиваются к тракторам крестьян заскорузлые сердца”.

Я, / как весну человечества, Рожденную / в трудах и в бою, пою / мое отечество, / республику мою!

18

Поэт говорит, что “девять октябрей и маев” закалили его дух. Свидетельством тех далеких событий выступают памятники, которые уже успели построить, и мавзолей Ленина. Поэт вспоминает тех, кто отдал жизнь за дело революции – Красина и других. Теперь зарубежные страны признают мощь России : “Ваша подросток-страна с каждой весной ослепительней, крепнет, сильна и стройна…” Многие интересуются, “достроит коммуну из света и стали республики вашей сегодняшний житель?” Поэт также озабочен этим вопросом и спрашивает, не тянет ли людей “всевластная тина”, “чиновность в мозгах паутину не свила?”

Скажите -/ цела? / Скажите -/ едина? Готова ли / к бою / партийная сила?

19

Я / земной шар / чуть не весь / обошел, – и жизнь / хороша, и жить -/ хорошо! А в нашей буче, / боевой и кипучей, – И того лучше. Вьется / улица-змея. Дома / вдоль змеи.

Улица – моя. Дома – мои.

Вновь открыты магазины, продаются продукты, “сыры не засижены”, снижаются цены, “стала оперяться моя кооперация”.

Моя / фамилия / в поэтической рубрике. Радуюсь я -/ это / мой труд Вливается / в труд / моей республики.

Поэт осознает свою причастность ко всему происходящему вокруг, он полновластный хозяин страны, как и каждый ее гражданин. Автор наделяет эпитетом “мой” и депутатов, и чиновников, едущих на заседание, милицию, которая “меня бережет”, летчиков, военных, которые всегда готовы дать отпор врагу.

Жизнь прекрасна / и / удивительна. Лет до ста / расти нам / без старости. Год от года / расти Нашей бодрости.

Славьте, / молот / и стих, Землю молодости!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.50 out of 5)

“Хорошо!” Маяковского в кратком содержании