Хлеб стал для нас средством единения людей, Потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, Потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, Потому что его раздают в годину бедствий.
Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем. А. де Сент-Экзюпери
Как-то, находясь в Киеве, мы зашли в кафе пообедать. За столик, кроме нас, села пожилая женщина с маленькой внучкой. Девочка капризничала, не хотела есть борщ и требовала “грибочков” – пирожных.
На блюде
-Какой вкусный и красивый хлеб, – сказала я.
-Правда?! – откликнулась женщина. – Для меня он вкуснее любых “грибочков” и “наполеонов”.
И Валентина Михайловна рассказала, что во время войны она, тогда восьмилетняя девочка, жила с мамой в селе, куда они переехали, спасаясь от голода. Мама зарабатывала тем, что помогала старикам, чьи сыновья ушли на фронт, обрабатывать приусадебные участки, шила, вышивала. Платили – кто чем мог. После окончания жатвы детям разрешали собирать колоски хлеба на поле. “Но есть хотелось постоянно”, – вспоминала Валентина Михайловна.
Однажды зазвала Валю к себе соседка, которую все ласково называли Наталочкой. Видно, по грустному лицу Вали женщина поняла, что ребенок голоден. У самой было четверо детей. Взяла она круглую буханку черного хлеба, ребром прижала к себе и быстро отрезала большой ломоть.
Потом полила его постным маслом, посолила и разрешила вытащить на грядке пучок молодого зеленого лука. Какая это была еда! С тех пор кусок черного хлеба стал для Вали символом Добра и Соучастия, его вкус – неповторимым.
Эта встреча напомнила мне рассказ К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Жил в деревне Бережки мальчик Филька. Был он угрюмый, любил повторять: “Да ну тебя!” И однажды сильно обидел коня, раненного у околицы и оставленного командиром в помощь мельнику. Все подкармливали коня, жалели, а Филька не только не дал ему хлеба, забросив кусок в глубокий снег, но и больно ударил коня по губам. Отмщение пришло в виде страшной метели, лютого мороза, который сковал воду на большую глубину, и мельница не могла работать.
Людей ждала “неминучая смерть” без хлеба и воды. Одна была надежда -“поправит дурной человек свое злодейство”. Покаялся Филька, собрал ребят со всей деревни, старики помогли – заработали жернова.
Поэтично описана Паустовским выпечка хлеба: “Ночью в деревне стоял такой запах теплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба”.
Хлеб помирил человека и животного. Конь простил мальчика, а когда съел предложенный им хлеб, “положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия”.
Французский летчик и писатель А. де Сент-Экзюпери очень любил нашу планету, авиацию и людей, мечтал объединить их единством благородных целей. Разделив трапезу с простым фермером, он высказал глубокие мысли и нашел очень правильные слова, чтобы определить значение хлеба для людей.
Так три человека – украинская женщина, пережившая голодные годы военного лихолетья, выдающийся русский писатель и французский летчик-гуманист – разными словами выразили одну и ту же мысль:
“Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем”.
Хлеб на нашем столе