Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, показана
Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение “Осенний вечер”. Стихотворение явно порождено конкретными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – это не столько описание своеобразия осеннего вечера, сколько обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает движение мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством природы
Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, словно предчувствие бурь, проносится холодный ветер.
За видимыми явлениями природы незримо “хаос шевелится” – таинственная, непостижимая, прекрасная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает “божественность” ее красоты и боль ее “стыдливого страданья”.
За год до написания “Осеннего вечера” Тютчевым был создан “Летний вечер”. Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ее
Коснулись ключевые воды.
Можно провести интересное сравнение этих двух стихотворений. Надо отметить, что в стихотворении “Осенний вечер” почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но “туманной и тихой”. Она будто вот-вот упадет на “сиротеющую” землю. В стихотворении же “Летний вечер” автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться от земли. Звезды “приподнимают” небесный свод.
В “Осеннем вечере” он “падал”, в этом же стихотворении его поднимают еще выше, чем он был. Все стихотворение “Летний вечер” написано в полутонах: звезды “приподняли” небосвод, “трепет пробежал по жилам”, земля “скатила” солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, все плавно, медленно. В “Осеннем вечере” все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в “Летнем вечере” все мирно, “грудь дышит легче и вольней”. В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в “Осеннем вечере” – темные, размытые, мрачные.
Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, что свойственно стихотворениям “Осенний вечер” и “Летний вечер”. В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх – низ; свет – тьма; жизнь – смерть; покой – буря. Благодаря сравнению этих стихотворений нам удалось рассмотреть, как Тютчев прекрасно смог изобразить разные состояния природы и через них – изменчивость состояний человека.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА