Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист – протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского “Гроза”. Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова.
Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна Кабанова. На примере сравнений и анализа поступков мы дадим более полную характеристику Кабанихи в пьесе “Гроза”.
Для
В тексте есть реплики Кабановой, а не Кабанихи. Подобным приемом драматург хотел подчеркнуть то, что люди называют женщину так между собой, а вот к ней лично обращаются уважительно. То есть на самом деле жителям Калинова не нравится этот человек, но они его побаиваются.
Изначально о Марфе Игнатьевне читатель узнает из уст Кулигина. Механик-самоучка называет ее “ханжой, которая всех домашних заела”. Кудряш лишь подтверждает эти слова. Далее на сцене появляется странница, Феклуша.
Ее суждение о Кабанихе прямо противоположно: цитата. Вследствие такого разногласия возникает дополнительный интерес к этому персонажу. Марфа Игнатьевна появляется на сцене уже в первом действии, и читателю или зрителю дается возможность убедиться в правдивости слов Кулигина.
Кабаниха не довольна тем, как ведет себя сын. Она учит его жить, несмотря на то что сын уже взрослый и давно женат. Марфа Игнатьевна показывает себя как сварливую властную женщину.
Ее невестка Катерина ведет себя иначе. Вообще, довольно интересно проследить сходство и различие этих персонажей на протяжении всей пьесы.
По идее, и Кабаниха, и Катерина должны любить Тихона. Для одной он сын, для другой – муж. Однако ни Катя, ни Марфа Игнатьевна к Тихону настоящей любви не питают. Катя жалеет своего мужа, но не любит его.
А Кабаниха относится к нему как к подопытному кролику, как к существу, на котором можно срывать свою агрессию и испытывать методы манипуляции, прикрываясь при этом материнской любовью. Всем известно, что для каждой матери важнее всего счастье своего ребенка. Но Марфа Кабанова в “Грозе” вовсе не интересуется мнением Тихона. Годами тирании и диктатуры она смогла приучить сына к тому, что отсутствие собственной точки зрения вполне нормально.
Даже наблюдая то, как бережно и, в некоторых моментах, нежно Тихон относится к Катерине, Кабаниха все время старается разрушить их отношения.
Многие критики спорили о силе или слабости характера Катерины, но вот в силе характера Кабанихи никто не усомнился. Это по-настоящему жестокий человек, который старается подчинить себе окружающих. Ей бы государством править, а так приходится растрачивать свои “таланты” на семью и провинциальный городок. Варвара, дочь Марфы Кабановой, выбрала притворство и ложь в качестве способа сосуществования с деспотичной матерью.
Катерина наоборот решительно противостоит свекрови. Они будто заняли две позиции, правды и лжи, защищая их. И в их разговорах о том, что Кабанихе не следует безапелляционно обвинять Катю в ошибках и различных грехах, сквозь бытовой фон проступает борьба света и тьмы, правды и “темного царства”, представительницей которого является Кабаниха.
Катерина и Кабаниха православные христианки. Но их вера совершенно различна. Для Катерины куда более важным оказывается вера, идущая изнутри. Для нее не принципиально место молитвы.
Девушка набожна, она видит присутствие бога во всем мире, а не только в здании церкви. Религиозность Марфы Игнатьевны можно назвать овнешненной. Для нее важны обряды и точное соблюдение правил. Но за всей этой одержимостью практическими манипуляциями сама вера исчезает.
Также для Кабанихи оказывается значимым соблюдение и поддержание старых традиций вопреки тому, что многие из них уже устарели: “тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит? Да уж коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал да при сестре, при девке”.
Характеристика Кабанихи в “Грозе” Островского невозможна без упоминания ее практически маниакального внимания к деталям. Тихон, сын Кабановой-старшей, спивается, дочь Варвара лжет, гуляет с кем хочет и того и гляди убежит из дому, опозорив семью. А Марфу Игнатьевну беспокоит, что на порог заходят без поклона, не как прадеды учили.
Ее поведение напоминает поведение жриц умирающего культа, которые всеми силами пытаются поддержать в нем жизнь с помощью внешней атрибутики.
Катерина Кабанова была несколько мнительной девушкой: в “пророчествах” полоумной барыни ей чудилась своя судьба, а в грозе девушка видела кару Господню. Кабаниха слишком меркантильна и приземленная для этого. Ей ближе материальный мир, практичность и утилитарность. Кабанову гроза и гром совсем не пугает, она только не хочет мокнуть. Пока жители Калинова рассуждают о взбушевавшейся стихии, Кабаниха ворчит и выражает свое недовольство: “Ишь какие рацеи развел.
Есть что послушать, уж нечего сказать! Вот времена-то пришли, какие-то учители появились. Коли старик так рассуждает, чего уж от молодых-то требовать!”, “Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть.
Старый человек на ветер слова не скажет”. Образ Кабанихи в пьесе “Гроза” можно назвать неким обобщением, конгломератом негативных человеческих качеств. Ее сложно назвать женщиной, матерью, да и человеком в принципе.
Конечно, ей далеко до болванчиков города Глупова, но ее желание подчинять и властвовать убило в Марфе Игнатьевне все человеческие качества.
Характеристика и образ Кабанихи в пьесе “Гроза”