ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”
Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение очень необычное. Исследователи до сих пор не могут определить его жанр, называя его то философским, то сатирическим и даже фантастическим романом. Безусловно, булгаковский роман – произведение многомерное и многослойное.
В книге можно четко выделить два сюжета: реальный мир Москвы 30-х годов, где живут Мастер и Маргарита, и мир древнего Ершалаима, где развертывается действие романа Мастера о Понтии
Ершалаимские главы романа являются величайшим достижением писателя. Работая над ними, М. Булгаков изучал историко-религиозную литературу, уточнял исторические детали, тщательно оттачивал язык произведения. В конце концов история Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата приобрела величавость и строгость, которые чувствуются в каждой фразе повествования: “В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат”. В этой фразе, как и во всех ершалаимских главах, нет эмоциональности, присущей писательской манере М. Булгакова. Сдержанный, суровый язык, объективный тон повествования, прозрачность мысли – таков почерк художника.
Московские главы романа – буйная и веселая фантастика. Здесь высмеиваются и обличаются пороки, свойственные современникам писателя: взяточничество (Никанор Босой), распутство (Семплеяров), безделье и пьянство (Степа Лиходеев). В этой части романа ощутима лирическая струя: автор активно вторгается в повествование, эмоционально оценивает поступки героев.
Перед нами, следовательно, две несовместимые модели мира. Первая – роман Мастера – трагическая, религиозная, философская. Вторая – роман о Мастере – сатирическая, бытовая, пародийная.
Совместить эти миры трудно. Но выход найден – в романе появляется Воланд, представитель третьего мира. Появление Воланда связано с необходимостью уравновесить реальное и фантастическое, реальность внешнюю и антиреальность внутреннюю. Мир Воланда – мир иронии, сомнения и отрицания. И именно Воланд является своеобразным двигателем сюжета (все события в московском пласте вызваны им, он же рассказывает о Христе). Воланд причастен к самому движению жизни, в котором условием его продолжения является отрицание.
Связь между мирами глубже. Через весь роман проходит система параллелей. Параллельны персонажи: например, Иешуа и Мастер, – два носителя истины, непонятые окружающими. Иешуа и Мастер имеют по ученику – Левий Матвей и Иван Бездомный. События обоих романов происходят в рамках одного определенного города, в Страстную неделю, во времена тирании. Значительная параллель – толпа в античном и современном мире, например толпы во время казни Иешуа и в Варьете.
Бал у Сатаны сродни вечеру в ресторане Грибоедова – настоящему шабашу (эти главы даже начинаются одним и тем же возгласом – “Аллилуйя!”). Из данных сцен романа можно сделать вывод: поведение толп определяет не добрая воля, человек в толпе – игрушка в руках злых сил.
“Мастер и Маргарита” – роман сатирический и одновременно философский. Он останется в истории русской литературы как свидетельство мужества и стойкости М. Булгакова, как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри, как гимн творческому человеку – Мастеру, как история неземной любви Маргариты. Этот роман М. Булгакова – неповторимый шедевр русской и мировой литературы.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ МИРОВ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”