Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”)
Великий поэт “серебряного века” Александр Блок считал свою жизнь неразрывно связанной с родиной. По мнению одних критиков, он всем сердцем воспринял и принял революцию в России. По мнению других, людьми того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. Поэтому блоковская поэма “Двенадцать” многим его современникам показалась не только неожиданной, но
Поэма “Двенадцать” написана в 1918 году. Блок предупреждал, что его поэма – не политические стихи, а произведение, написанное сердцем. Поэтому нельзя ставить вопрос, как он отнесся к пролетарской революции, говоря в категориях “хорошо” и “плохо”. “Эпиграф столетия” – так называют поэму исследователи, предлагая различные варианты ее прочтения. В конце 20-го столетия толкователи пытались прочесть поэму “от противного”, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако, так ли это?
Поэт живописал апокалипсис старого мира. Действующие лица нарождающегося нового – символичны. Александр Блок как бы рисует два пласта – видимый мир и мир духовный. И если в видимом мире красноармейцы с красным стягом никого не боятся и ни во что не верят, то в тонком мире они становятся жертвой.
Ритмика поэмы построена на смене музыкальных мелодий: боевой марш и бытовой разговор, старинный романс и частушка. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.
По-моему, Блок как настоящий художник нарисовал реальную картину пролетарской революции, честно, болезненно, без фальши. Нельзя все привести к одному знаменателю! Борьба миров в произведении – это, прежде всего, борьба внутренняя, исповедь пророка, который заранее готовил себя к жертвенной гибели.
Воспел или “отпел” пролетарскую революцию А. А. Блок? (по поэме А. А. Блока “Двенадцать”)