1. К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: “Нигде кроме как в Моссельпроме” или “Беги со всех ног покупать “Огонек”? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать “лесенкой”? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов “лесенкой”?
Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Лесенкой подчеркивается значение ключевого слова в рекламном призыве, как “Огонек”, Моссельпром.
2.
В поэме “Люблю” показана любовь-радость, которую “не смоют ни ссоры, ни версты”. Это – громада-любовь, которая определяет величие и отдельного человека, и всего мира. Такая любовь противопоставлена мещанской “любвишке”.
3. Как В. Маяковский изображает революцию?
Революция осознается В. Маяковским как противоречивое явление: “О, звериная! О, детская! О, копеечная!
О, великая!”, “Как обернешься еще, двуликая?” Этим и объясняется, что в послереволюционной поэзии параллельно идут две линии – прославление революции и социалистического строительства и осмеяние отрицательных сторон ее.
4. В чем нетрадиционность любовной лирики В. Маяковского?
Любовная лирика В. Маяковского нетрадиционна в том отношении, что в нее вносится социальный аспект. Уже в поэме “Облако в штанах” поэт любовную драму вводит в идеологическое русло, провозглашая четыре крика “Долой!” -“Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию!” В поэме “Про это” вселенская любовь поэта противопоставлена мещанской, комнатной, “цыплячьей” любви, быту, о который позже разбилась “любовная лодка”.
5. Каким предстает образ поэта во Вступлении к поэме “Во весь голос”?
Поэт во Вступлении -“революцией мобилизованный и призванный”. Он -“ассенизатор и водовоз”, который ради утилитарных целей должен себя смирить, “становясь на горло собственной песне”. В. Маяковский утверждал принцип партийности искусства:
Явившись В Це Ка Ка Идущих Светлых лет, над бандой Поэтических Рвачей и выжиг я подыму, Как большевистский партбилет все сто томов Моих Партийных книжек.
6. Каковы особенности поэтической системы В. Маяковского?
В. Маяковский считал целью поэзии агитацию. Поэтому поэзию он понимал как ремесло. Как делать стихи – можно научить.
Стих В. Маяковского основан на ударности и интонации. Такой стих называется интонационно – или акцентно-тоническим. Формально он выражается в знаменитой “лесенке” В. Маяковского.
Поэзия В. Маяковского необычайно экспрессивна. Он использует приемы ораторской и разговорной речи. Особая выразительность достигается и благодаря неологизмам: “краснокожая паспортина”, “планов громадье”. Существенной особенностью образной системы является ее социальная окрашенность. Поэт использует гиперболу, гротеск.
Метафора В. Маяковского строится на ассоциации не с миром природы, как в традиционной поэзии, а на связи с предметным миром.
7. Каким предстает лирический герой ранней поэзии В. Маяковского?
Лирический герой ранней поэзии В. Маяковского – бунтарь – романтик, не приемлющий современный ему мир. Он эпатирует своим богоборчеством, нарушением общепринятых норм. Вместе с тем он способен испытывать боль и страдание от неразделенной любви.
Лирический герой В. Маяковского трагически одинок: “Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека”.
8. Что сближало раннего В. Маяковского с футуризмом?
Футуризм был близок В. Маяковскому восприятием языка как средства самовыражения собственной творческой личности. Футуристы интересовались прежде всего ниспровержением всего известного, предшествующего и стремлением создать новое, не похожее на прежнее искусство. Как и футуристы, В. Маяковский стремился эпатировать публику необычностью поэтических образов, анти эстетизмом, внешним поведением, нигилистическим отношением к нравственным и эстетическим нормам.
Была близка ему и футуристическая концепция будущего.
9. Почему революция оказалась близка В. Маяковскому?
Утопические футуристические представления В. Маяковского о будущем, агрессия по отношению к настоящему соответствовали практике революции, провозглашавшей необходимость разрушения старого мира для построения нового. Бунтарство, неприятие буржуазной морали, любви, быта тоже были в русле революционного отрицания. Февральская и Октябрьская революции стали для поэта началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке.
10. Как понимать слова В. Маяковского о том, что он “наступал на горло собственной песне”?
В. Маяковский по природе своего таланта был лириком. Но после революции он поставил свою поэзию на службу утилитарным целям – построению нового общества. Для этого нужна была агитационная, пропагандистская поэзия, творцом какой и становится поэт.
Лирические чувства нельзя выражать с трибуны.
В. Маяковскому пришлось превратиться в “агитатора, горлана, главаря”, приглушить лирику ради плаката, призыва, лозунга.
11. Какие две линии развиваются в послереволюционном творчестве В. Маяковского?
Послереволюционная поэзия В. Маяковского развивалась по двум направлениям: воспевание социалистических преобразований и сатирическое отрицание негативных явлений действительности. Первое выразилось в “Стихах о Кузнецкстрое и людях Кузнецка”, “150000000”, “Хорошо!”; второе – в стихах “Прозаседавшиеся”, “О дряни”, “Столп”, “Подлиза”, пьесах “Клоп” и “Баня”.
Вопросы и ответы к творчеству В. В. Маяковского