Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былинного героя от героев исторической песни?
Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вымышленных происшествиях с историческими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, народные песни используют обычные для былин приемы: повторы, постоянные эпитеты, восклицания-обращения.
Былинный герой-богатырь создан народной
Тут возможны некоторые вольности и неточности, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участниками.
Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?
Песня “Правеж” рассказывает о справедливом суде Ивана Грозного; песня “Петра I узнают в шведском городе” описывает “разведку” царя в столице враждебного ему государства.
Можно пересказать каждую из них, обязательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. “Правеж” воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более занимательная для пересказа история: есть завязка – описание сборов для тайной поездки в чужие земли, сами странствия по “Стекольному государству”, узнавание царя, успешное его бегство от преследователей.
Все эти этапы нужно передать как можно ближе к тексту песни. Кульминация – успешная разведка Петра I: “Не купчинушка по городу гуляет”. Здесь использован характерный для фольклора оборот – отрицательное сравнение.
Подготовьте выразительное чтение одного произведения.
Для выразительного чтения можно подготовить не всю песню, а один из ее фрагментов.
Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображающий бегство Петра I от преследователей.
Можно начать со слов: “Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…” – и до конца песни.
В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестьянину, к матросам и солдатам на судне и “погони” к царю. Весь эпизод должен читаться стремительно, а обращения рассекают его на части и при этом только усиливают темп повествования.
Вопросы и ответы к теме “Фольклор”