Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир”
“Война и мир” как художественное целое
Эпическую основу “Войны и мира” составляет ощущение жизни как целого и бытия во всей широте этого понятия. Жизнь, по представлению Толстого, – не хороша и не дурна. “Жизненность” или “нежизненность”, то есть естественность или неестественность того или иного человеческого характера являются основополагающим критерием оценки его Толстым. Так, близость человека к природе очень часто оказывается положительным
Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира составляют проблематику романа. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизнь человека:
1) Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый;
2) Мир семьи (смотри ниже значение “мысли семейной”);
3) Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство);
4) Мир нации;
5) Мир всех людей, живущих на земле;
6) Мир природы в ее самостоятельном развитии.
Каждый человек живет во множестве этих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, в обществе и т. д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремление обрести гармонию в общении с людьми. Все они в конечном итоге приходят к мысли о необходимости духовного единения людей (Андрей Болконский, Пьер Без – ухов). Это важнейший критерий нравственной оценки личности. Наиболее непосредственно к духовному единению приходят люди из народа, так как именно народ, по Толстому, является носителем духовных ценностей. В духовном единении Толстой видел путь к преодолению противоречий современной ему жизни. Война 1812 года – реальное историческое дело, где идеал духовного единения людей осуществился.
“Война и мир” как художественное целое