РАЗДЕЛ 4
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ
Влияние работы с учебниками на качество сочинений
В свое время, определяя принципы школьного анализа, ленинградские методисты подчеркивали: “В основе школьного разбора всегда лежит литературоведческая концепция”.
“Связь с литературоведением должна удерживать методику преподавания литературы от примитивизации художественных явлений, от искажения авторской мысли, неверных оценок творчества писателя”.
Обычно учитель находил литературоведческую концепцию,
Проблема заключалась в том, что думающему ученику не всегда удавалось “найти слова, построить фразу, чтобы выразить собственные чувства и мысли. Еще труднее бывает построить целое высказывание, чтобы аргументировать свою точку зрения”.
Наблюдения за работой учеников в школе показывают, что учебник почти не используется в практике преподавания литературы в старших классах. Обычно идет совместная работа над произведением (качество ее зависит от степени одаренности учителя), активные ученики работают целый урок, на дом предлагаются задания самого общего плана (чаще что-то прочитать). Печально смотреть на такую методику изучения произведений, ведь уже сегодня существуют учебные книги, способствующие глубокому усвоению материала.
Отметим в этой связи учебник под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. Ф. Чертова. Во всех учебниках этой линии присутствует рубрика под названием “Практикум”, в которой подробно характеризуются и предлагаются подходы к анализу того или иного литературного явления, категории (род, жанр, вид, направление); конструктивного элемента художественного произведения (тема, идея, проблематика, сюжет, конфликт, образ, пейзаж, интерьер, эпиграф, вставной текст и пр.); характеристике художественного мира (какого-либо писателя, его творчества в целом или отдельного произведения) и т. п. Даются рекомендации по созданию плана и текста сочинения.
Например, в учебнике для 8 класса в рубрике “Практикум” изложен материал, подготавливающий учащихся к сочинению об образе социальной группы. Сначала дается представление о типе подобного сочинения, о том, что такое социальная группа. Ученикам предлагается вспомнить произведения, в которых они уже сталкивались с подобным явлением, назвать персонажей, которые вобрали в себя наиболее характерные черты какой-либо социальной группы русского общества, например казаков, русских помещиков, слуг и др.
Затем следуют рекомендации по подготовке к сочинению подобного рода, составлению его плана с помощью системы вопросов и заданий по теме.
После их проработки предлагается написать сочинение на тему “Изображение жизни русских крестьян в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор”” или “Образы русских солдат в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин””.
В учебниках под редакцией В. Г. Маранцмана в рубрике “Как писать сочинение?” школьникам даются установочные сведения общего характера о развитии традиционных для русской литературы тем, о роли и месте в этой связи творчества изучаемого автора и созданных им произведений. Рассматриваются наиболее сложные для понимания старшеклассников темы сочинений, предполагающие различные виды сравнительного анализа.
Например, в учебнике для 11 класса освещаются подходы к двум темам по творчеству М. Горького: сочинение по роману “Жизнь Клима Самгина” и сопоставление творчества М. Горького и Ф. М. Достоевского. Подробно рассматривается возможность сравнения стихотворений В. В. Маяковского разных периодов; соотнесения категорий Родины и времени в поэзии Н. А. Некрасова и С. А. Есенина; намечены принципы сопоставления образов Петербурга в поэзии А. А. Блока, А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама.
После изучения романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” ученикам предлагается попробовать написать сочинение-диалог “Верую!”, в котором рекомендуется проследить диалоги Понтия Пилата и Иешуа, Воланда и его собеседников, Ивана Бездомного и Мастера и Маргариты. А чтобы решить их споры о неистребимой тяге человеческой души к созиданию добра и стремлению следовать вечным ценностям любви и милосердия, определить собственную позицию и защитить ту точку зрения, которая оказалась наиболее близка пишущему, и т. д., приводятся также еще несколько возможных тем по роману на выбор. Например: “С какими афоризмами романа я согласен и с какими согласиться не могу?”, “Добро или зло побеждает в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”?”, “Спасает или губит любовь героев романа?”, “Всесилен ли Воланд?”, “Ершалаим и Москва”.
Даны также глубокие, содержательные рекомендации пишущим сочинение по прозе В. П. Некрасова, А. И. Солженицына, А. В. Вампилова и др.
В материалах этой рубрики присутствуют также оценки критиков, комментарии к произведениям, необходимые сведения и положения, которые обогащают знания учеников, способствуют проявлению их собственной мысли и позиции или желанию сформулировать вывод, сделать обобщение. Отдельно предлагается поработать над системой вопросов и заданий по теме, которые направляют творческий поиск ученика в нужное русло.
Благодаря тому что в учебнике представлена система заданий разной степени сложности, которые можно использовать на разных этапах работы над произведением, эти учебники являются настоящими помощниками в развитии навыков постижения сложнейших произведений отечественной литературы.
Сегодня в связи с возвращением сочинения в педагогическую практику в качестве итоговой экзаменационной работы интерес к подобным возможностям современных УМК возрастает. Хочется пожелать их создателям дальнейшего совершенствования подобных рубрик, помогающих ученикам на практике развивать свои творческие способности и активизировать самостоятельность мышления при подготовке к сочинению.
Влияние работы с учебниками на качество сочинений