Блок писал в 1920 году: “…те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, – будь они враги или друзья моей поэмы”. Поэт утверждал подчиненность политического элемента поэтическому, говорил о “капле политики” в поэме и возмущался, что именно эта “капля” оказалась в центре внимания литературных критиков. “Посмотрим, что сделает с этим время”, – замечал Блок, надеясь на другое понимание художественного произведения
“Двенадцать” занимает особое положение в творчестве Блока. Споры вокруг ее содержания ведутся литературоведами и поныне, да и сам поэт неоднозначно относился к своему произведению. Бесспорным является лишь то, что события 1917 года не могли и не оставили Блока равнодушным, они с новой силой всколыхнули в нем все те неотвеченные вопросы, которыми он мучился уже давно – как обрести мировую гармонию, где выход для исстрадавшейся России, можно ли найти идеал в действительности? И призывы, гул революции оказались очень близки Блоку: как и он в лирике, революционеры в жизни пытались решить по-новому вопросы мирового масштаба. Издавна чаемое “единство с миром” из области мечты и надежд на глазах поэта переходило в реальность.
На миг показалось, что мир перестал быть чуждым, враждебным, бесчеловечным, а явился миром справедливости и свободы. Вот почему с таким небывалым творческим подъемом откликнулся Блок на судьбоносные для страны перемены. Основой содержания поэмы становится “буря” в море жизни:
Разыгралась, что-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
И в связи с этим Блок не мог остаться в стороне от вечной темы противоборства добра и зла. Антихрист идет по России, наполняя души людей злобой, толкая Петруху на преступление, убийство любимой. Он мешает людям осознать свои грехи и прийти к спасению:
…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…
А Исус Христос в поэме призван играть роль религиозно-нравственного суда революции, являться оправданием катастрофе, разворачивающейся на всей земле. Он позволяет этому миру рухнуть под собственной тяжестью. И его присутствие обещает наступление светлого завтра.
Исус находится “над” бушующим миром, “впереди”, то есть в будущем, а не перед красногвардейцами. Важно, что спустя три года после написания поэмы Блок твердо повторял: “А все-таки Христа никому не отдам…” Если в романе Пушкина “Капитанская дочка” для главных героев законы нравственности и духовности непоколебимы и в огне испытаний “беспощадного бунта” лишь укрепляются, то в “Двенадцати” нарушаются самые главные заповеди Нагорной проповеди. И остается надеяться только на Того, Кто сам “воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”, Кто встанет над стихией зла как последняя надежда на воскрешение добра и Бога в душах людей.
Вообще, попытки сочетать революцию и религию в литературе начала XX века были очень распространены. Так, В. Маяковский в поэме “Облако в штанах” , несмотря на все богохульства, видел в появлении Христа выражение подлинного гуманизма и справедливости:
И когда мой голос
Похабно ухает –
От часу к часу
Целые сутки,
Может быть, Иисус Христос нюхает
Моей души незабудки.
Герой поэмы С. Есенина “Товарищ” , младенец Иисус, сходит с иконы, потому что к нему обратился с призывом продолжить борьбу погибшего отца “за волю, за равенство и труд” мальчик Мартин. Мартин называет его “товарищем”, и для Христа нет сомнения в том, что он выбирает правое и святое дело.
А. Белый пишет в 1918 году поэму “Христос воскрес”, где Россия изображается как новая Назарея – родина Христа, которая “прорезывается славами света”, а революция, по представлениям поэта, – это “мировая мистерия”, мистерия воскрешения Христа, его “второго пришествия”:
Есть –
Воскресение…
С нами –
Спасение…
Исходит огромными розами
Прорастающий Крест!
То есть Блок обратился в своем произведении к вопросам, которые будоражили умы многих, поэт подлинно “жил современностью”, имея чуткий слух и понимая ветер времени.
“Вечные” вопросы и их решение в поэме Блока “Двенадцать”