Я не тебе поклонился, я всему
Страданию человеческому поклонился.
Ф. Достоевский. Преступление и наказание
Проводником философии автора и олицетворением добра в романе является образ Сони Мармеладовой, которая сумела силой собственной души противостоять окружающему ее злу и насилию.
Тепло и сердечно описывает Соню Ф. М. Достоевский: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромной и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень
Как и вся петербургская беднота, семья Мармеладовых живет в страшной нищете: и вечно пьяный, смирившийся с унизительной и несправедливой жизнью, опустившийся Мармеладов, и чахоточная Катерина Ивановна, и маленькие беспомощные дети. Семнадцатилетняя Соня находит единственный выход спасти от голодной смерти свою семью – она выходит на улицу продавать собственное тело. Для глубоко религиозной девушки такой поступок – страшный грех, поскольку, нарушая христианские заповеди, она губит свою душу, обрекая ее на муки при жизни и на вечные страдания после смерти.
И все же она жертвует собой ради детей своего отца, ради мачехи. Милосердная, бескорыстная Соня находит в себе силы не ожесточиться, не упасть в грязь, окружающую ее в уличной жизни, сохранить бесконечное человеколюбие и веру в силу человеческой личности, несмотря на то, что причиняет своей душе и совести непоправимое зло.
Именно поэтому Раскольников, порвавший все связи с близкими ему людьми, в самые тяжелые для него минуты приходит к Соне, приносит ей свою боль, свое преступление. По мнению Родиона, Соня совершила не менее тяжелое злодеяние, чем он, а может, и более страшное, поскольку она жертвует не кем-то, а собой, и эта жертва напрасна. Девушка прекрасно осознает вину, лежащую на ее совести, ведь она даже думала о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений в этой жизни.
Но мысль о бедных и беспомощных голодных детях заставила ее смириться, забыть о своем страдании.
Считая, что Соня на самом деле никого не спасла, а только себя “загубила”, Раскольников пытается обратить ее в свою “веру” и задает ей коварный вопрос: что лучше – подлецу “жить и делать мерзости” или умирать честному человеку? И получает исчерпывающий ответ Сони: “Да ведь я божьего промысла знать не могу… И кто меня тут судьей поставил: кому жить, а кому не жить?” Так и не удалось Родиону Раскольникову убедить в своей правоте девушку, которая твердо уверена: пожертвовать собой для блага близких – это одно, а лишать во имя этого блага жизни других – совсем другое дело.
Поэтому все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова, который “ужасно, бесконечно несчастен”.
Беззащитная, но сильная в своей покорности, способная к самоотречению “вечная Сонечка” готова жертвовать собой ради других, поэтому в ее поступках сама жизнь стирает границы между добром и злом. Не жалея себя, девушка спасала семью Мармеладовых, так же самоотверженно она бросается спасать и Раскольникова, чувствуя, что нужна ему. По мнению Сони, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм, которые помогают не только раскаяться в своих грехах, но и очиститься от всего злого и губительного для человеческой души.
Именно религия помогает девушке выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее.
Благодаря Соне Раскольников понимает и признает нежизнеспособность и антигуманность своей теории, раскрывая свое сердце новым чувствам, а разум – новым мыслям о том, что только любовь к людям и вера в них могут спасти человека. Именно с этого начинается нравственное возрождение героя, который, благодаря силе Сониной любви и ее способности претерпеть любые муки, превозмогает себя и делает свой первый шаг к воскресению.
Вечная Сонечка