Быть человеком некогда. А. Вознесенский Произведения Константина Георгиевича Паустовского отличает глубокий психологизм, знание изображаемого материала и большая правда жизни. Рассказ “Телеграмма”, прочитав раз, невозможно никогда забыть. Он наполнен тоской и пронзительной болью одиночества. Старость сама по себе страшна, а одинокая – вдвойне.
Почти физически ощущаешь свою вину перед героиней, покинутой родной дочерью. Ничто не утешает Екатерину Петровну: ни забота Манюшки, ни хлопоты Тихона. Она ждет и надеется на приезд “ненаглядной
Выполняя свои обязанности по долгу службы, Настя не хочет тратить душевное тепло на самого дорогого человека – мать. А может, и тепла-то нет! “Она подумала о переполненных поездах, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней – и положила письмо в ящик письменного стола. Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. А между тем пронзительной безысходностью наполнены страницы, описывающие одиночество старой женщины: запустение и холод в доме, а значит – ив душе героини. Яркой метафорой выступает картина засыхающего сада, как угасающего рода Катерины Петровны.
В малом объеме Константину Георгиевичу Паустовскому удалось раскрыть вечную тему – трагедию одинокой и заброшенной старости. Хоронят Катерину Петровну соседи, к ним присоединяется молодая учительница; они как будто каются перед покойной за вину дочери, но разве такое поймешь и простишь? Читая рассказ, приходишь к мысли, что нет важнее дела, чем забота о матери. И вряд ли Настя сможет жить спокойно с таким “багажом” – угрызением совести о брошенной беспомощной матери. Недаром Настя, опоздав на похороны, уехала из Заборья “крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал”.
Написанный почти шестьдесят лет назад рассказ “Телеграмма” неожиданно обрел актуальность в наши дни. Сколько брошенных стариков при живых детях и внуках! Стыдно и больно за безответственное и жестокое поколение.
В вечном неоплатном долгу