Русская литература 2-й половины XIX века
“В Салтыкове есть… этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…” (И. С. Тургенев)
Впервые к жанру сказки сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин обратился в 1869 году. В журнале “Отечественные записки” были опубликованы три его произведения: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик” и “Пропала совесть”. Характерной особенностью этих сказок являлось сатирическое изображение пороков
Уже в произведении “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” рельефно обозначились социальные симпатии писателя. Два генерала воплощают собой паразитизм, тунеядство и праздность правящего сословия. Эти отставные чиновники, дослужившиеся в петербургской канцелярии до генеральских чинов, всю жизнь существовавшие за счет многострадального народа, являются основным объектом сатирического изображения Салтыкова-Щедрина. Может показаться, что переселение названных персонажей на необитаемый остров представляет собою нечто фантастическое. Писатель и в самом деле щедро пользуется приемом фантастического предположения, но оно оказывается в этой сказке оправданным и исполненным глубокого смысла. Лишенные в новых условиях богатого пенсионного обеспечения и ежедневного труда кухарок, генералы обнаруживают абсолютную неприспособленность к жизни. Они привыкли жить чужим трудом и способны превратиться в голодных дикарей и даже хищных животных. Очень скоро “оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились”. Эта ужасная сцена заканчивается тем, что один из героев даже проглатывает орден другого.
Неизвестно, чем закончилась бы эта схватка двух озверевших существ, если бы не чудесное появление мужика. Он и огонь на этом острове добыл, и картофель накопал, и рябчиков наловил и пожарил, и яблок с деревьев нарвал, и пуху лебяжьего приготовил, чтобы генералам спалось мягко и удобно. Мужик до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Этот персонаж показан писателем как всемогущий человек, обладающий безграничными возможностями и разнообразными умениями. Он необыкновенно ловок, трудолюбив и смышлен. Мужик способен даже “океан-море” переплыть. Но этот же мужик, оказывается, может и веревку свить, чтобы генералы его на ночь привязать могли, дабы “не убег”. Он привык безропотно подчиняться господам, служить им денно и нощно и довольствоваться жалкой подачкой – “рюмкой водки да пятаком серебра”. Теперь Щедрин с горечью смеется уже над рабской покорностью мужика, его безропотностью и жалким смирением перед своей незавидной судьбой.
Спустя много лет, в начале восьмидесятых годов, Щедрин вновь обращается к сказочному жанру и в 1886 году выпускает отдельным изданием целый сборник “Сказок”, состоящий из 23 произведений. Они отличаются многообразием тем и отражают в пределах малого объема все те проблемы и образы, которые разрабатывал писатель на протяжении всего своего творчества. Здесь и сатира на правительственные верхи самодержавия, и обличение господствующего сословия (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”, “Богатырь”, “Дикий помещик”, “Соседи”, “Бедный волк”). При всей ощутимости трагического подтекста “Сказки” Салтыкова-Щедрина основаны на комическом, на нарушении меры. Писатель “провожает в царство теней все отживающее”, пользуясь для этого отточенным оружием смеха.
Ведущей формой отношения к действительности у Щедрина становится сарказм, поэтому в сказках преобладает соответствующая ему сатирическая струя. Но эта особенность не исключает, а предполагает у сатирика многообразные оттенки и переходы смеха от горькой шутки, грустного юмора, острот до иронии и гневной инвективы. И всякий раз серьезность у Щедрина оказывается насмешливой, а острословие серьезным.
Сатирический текст автор обогащает иронией, которая внешне утверждает то, что на самом деле отрицает. Писатель также широко применяет те разновидности юмора, которые связаны с комизмом несбывшегося ожидания или неожиданности. В сказке “Богатырь” помощи Богатыря ждут-не дождутся. Мы ожидаем резкого поворота событий, прекращения самого ожидания, но Щедрин добавляет: “Тогда свершилось чудо: Богатырь не шелохнулся”. В сказках Щедрина большое ожидание либо не разрешается вообще, либо результат оказывается ничтожно мал.
Иногда сатирик с большой выразительностью использует в сказках фарсовый смех. Элементарно комическое проявляется в бранных словах, вульгаризмах (“полезай ей в хайло!”, “молчи, остолоп!”), в передаче натуралистических, непривлекательных картин (мироед Игнатьев “стоит в дверях да брюхо о косяк чешет”). Такая грубая комика в мире насилия, грубости, дикости оказывается вполне естественной.
В “Сказках для детей изрядного возраста” сатирик бичует беспорядки, мешающие развитию России. Главное зло, которое осуждает автор, – это крепостное право, губящее не только рабов, но и господ. “Сказки” написаны в русских народных традициях: действующие лица – животные, и проблемы у них небывалые. Но тут прослеживаются некоторые несоответствия традициям: рыбы читают газеты, современные автору, птицы служат в государственных учреждениях, платят налоги, учатся в кадетских корпусах. Мельчайшие детали в описании поведения зверей, их образа жизни дают нам понять, что эти “Сказки” написаны о насущных проблемах России середины восьмидесятых годов девятнадцатого века.
Создавая свои сказки для взрослых, М. Е. Салтыков-Щедрин надеялся, что российское общество сможет почувствовать тревогу в голосе писателя и встанет на путь избавления от пороков.
“В Салтыкове есть… этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…” (И. С. Тургенев)