“Деревенская” проза. В центре – послевоенная деревня и ее проблемы. Многие писатели этого направления – сами выходцы из деревни; им близка народная манера и идеалы.
Писатели деревенского направления показали жизнь русской деревни XX века, влияние на ее судьбу таких событий, как Октябрьская революция, гражданская война, военный коммунизм, нэп, коллективизация, индустриализация, строительство колхозов. С болью наблюдают они за деградацией советской деревни.
Василий
Особенности героев В. Шукшина; обычно это деревенские люди, сталкивающиеся с городом или горожане, попадающие в деревню. Традиции и новаторство В. Шукшина в изображении человека. Традиция короткого рассказа, восходящая к А. П. Чехову: выразительность и емкость детали и мастерство диалога. Новаторством В. Шукшина обычно называют созданный им новый тип героя – “чудика”. Чудики обладают самобытным характером и запасом душевных сил, в этом и прелесть, и опасность их чудачества.
Не всегда их причуды невинны: желание принести пользу людям иногда оборачивается изобретением вечного двигателя , неудовлетворенное самолюбие – желанием унизить человека, чтобы самому возвыситься над ним . Герои Шукшина любят размышлять и рассуждать о вечных вопросах, например, для чего человеку дана жизнь. Все они демонстрируют необычность обычных людей.
“Ванька Тепляшин”. Конфликт героя с бездушным вахтером. Соотношение понятий человек – личность.
Ведущая тема рассказа – выражение чувства человеческого достоинства. Обобщающий смысл рассказа. Прием антитезы в рассказе.
В. М. ШУКШИН. “ВАНЬКА ТЕПЛЯШИН”