Что такое любовь? Очень трудно ответить на этот вечный вопрос. Библия утверждает, что у любви нет препятствий, что над всем она торжествует. Во все века люди размышляли на тему любви, в том числе ученые, философы, писатели, композиторы.
Одни называют любовью цель и смысл жизни, другие тайну, высочайшую радость. А кто-то говорит, что она – боль, страдание. Действительно, у любви множество оттенков, и в каждом из них – свой свет, свое счастье, своя печаль, свой смысл.
Есть любовь к Отечеству, к матери, природе, делу. А есть любовь мужчины и
Можно ли человеку прожить без любви? Конечно же, нельзя! “Все начинается с любви!” Любовь – высшая ценность человеческой жизни. Любовь – это и самоотверженность, и счастье, и отчаяние, п о и боль разлуки, и радость встречи.
Любовь – это то, что делает человека человеком. Вот почему тема любви – вечная тема.
В русской литературе, в частности, в русской прозе тема любви представлена широко. Эта тема раскрывается и в повести Александра Ивановича Куприна “Олеся”. Повесть написана в 1898 г., на рубеже XIX и XX вв. Почему для раскрытия темы любви в русской прозе XIX в. я выбрала именно >ту повесть?
В “Олесе”, как мне кажется, тема любви звучит не только сильно, но и особенно.
Главная героиня произведения, девушка Олеся, живет со своей бабушкой Мануйлихой вдали от людей в лесах Полесья. Очень поэтично изображение природы в повести.
Олеся -“…высокая брюнетка, лет около двадцати-двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обпивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом”. Олеся не знает, что такое цивилизация, время для нее как бы остановилось.
Она искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Девушка чужда всяких светских условностей, она естественна и романтична.
А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство. Их первая встреча произошла весной, когда “воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни”; когда “…вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий…” В эти весенние дни образ Олеси не выходит из головы Ивана Тимофеевича, от лица которого ведется повествование.
От встречи к встрече нарастает в сердцах героев искренняя привязанность друг к другу. Олеся поражает рассказчика своею простотой, непосредственностью, своими “колдовскими” способностями. Богат духовный мир героини Куприна. “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также ее цельная, самобытная, свободная, натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”. Любовь, вспыхнувшая между героями, чиста, романтична, но не безмятежна, а проводит их через тяжкие испытания. Любовь к Олесе становится переломным моментом в истории Ивана Тимофеевича.
В начале произведения он сосредоточен на своем “я”, но потом, постепенно, ему хочется “быть вместе” с Олесей. Сначала герой испытывает к Олесе смутное влечение, но затем его чувство растет, он преображается. Именно об этом свойстве любви писал Ф. М. Достоевский: “Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих”. Перерождению Ивана Тимофеевича способствует и прекрасная природа, на фоне которой развиваются события.
Но на пути к счастью героев стоят разница в общественном положении и воспитании, слабохарактерность героя и трагическое предсказание Олеси. Чуткая, восприимчивая Олеся сразу улавливает слабость Ивана Тимофеевича и говорит ему: “…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы не господин… Жизнь ваша будет невеселая.
Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете”. И, действительно, она, беззаветно его любившая, по его капризу идет в церковь и тем самым чуть не губит себя. Эта женщина из тех, которые пожертвуют собой ради любимого. Умение любить самоотверженно, до самозабвения – богатство Олесиной натуры, цельной, искренней, романтичной, не терпящей фальши и полагающейся в оценке людей только на свои эмоции.
Именно этим и привлекает меня образ Олеси. Любовь Олеси – величайший дар, который был послан Ивану Тимофеевичу судьбой, но которым он не сумел воспользоваться в силу своей слабости и эгоизма. Олеся уже изначально понимает трагичность исхода их отношений, но дарит себя возлюбленному.
Даже покидая родные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погубил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.
Подлинный смысл любви, по мнению Куприна, в стремлении отдать избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Любовь – это презрение к страданиям и даже к смерти ради, любимого человека. Об этом же и у И. С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. “Земного счастья верх: любовь” . И пока на Земле будет жив хоть один человек, на Земле будет жить любовь, а писатели будут воспевать это прекрасное чувство.
“У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”