В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи развития советской страны: коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенное возрождение. Это поэт – советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе.
Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.
По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые
…в длину и в ширину – кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та – твоя.
Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргунка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз – это и есть крестьянский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам счастье. Позже – в 1960-е годы – в поэме “По праву памяти” Твардовский с высоты личной судьбы и исторического опыта осмыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось раскрестьянивание России.
В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную “книгу про бойца” “Василий Теркин”. Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судьбы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме неоднократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина – трудолюбие.
Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в самой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смешным рассказом.
Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что “в каждой роте есть такой” Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:
То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, – В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.
Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе “Смерть и воин” Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимости, бессмертии народа: “Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок”.
Поэма “Василий Теркин” – эпопея войны, так как в многообразных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах создается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.
В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твардовский продолжает биографию Теркина в поэме “Теркин на том свете”. Поэт хотел очистить народное сознание от тоталитарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора поэта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит “отголоски недозволенных идей”, видит крамолу в литературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превращается в героя трагического: сохранив живую душу на “том свете”, Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. “Тот свет” – военно-бюрократическая Система с загробактивом, “Гробгазетой”, Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку.
Теркину удается сохранить живую душу и выбраться с “того света”. Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина – это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мертвая Система, где мертвецы командуют живыми, где “за живых мертвец в ответе”. Сатирическими средствами Твардовский дал в поэме характеристику номенклатурных нравов, жестокости государственной машины, которая
Сама режет, сама давит, Сама помощь подает.
Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную систему, которая давит человека.
В послевоенный период Твардовский пишет поэму “Дом у дороги” – плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показывает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.
Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и добрая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в невероятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название “Дом у дороги” символично – это дом у дороги войны.
Лироэпическая поэма “За далью – даль” раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.
Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обращение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русского народа, о его характере и традициях. В главе “Так это было” Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабатывался в это время:
Но кто из нас годится в судьи – Решать, кто прав, кто виноват? О людях речь идет, а люди Богов не сами ли творят?
Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.
Помимо временных далей поэт обозревает и дали географические. Поэма – это своеобразный дорожный дневник путешествия на поезде Москва – Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданностью и любовью вспоминает о своей “малой” родине:
С дороги – через всю страну – Я вижу отчий край смоленский.
Перед поэтом предстает еще одна даль – даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.
Все три дали сливаются в большое симфоническое произведение, в котором раскрываются сила и могущество страны, красота и героизм советского человека. Поэт убежден в исторической правильности и прогрессивности пути нашей страны:
За годом – год, за вехой – веха, За полосою – полоса. Нелегок путь. Но ветер века – Он в наши дует паруса.
Последней поэмой Твардовского была “По праву памяти”. Это поэма о “памяти бессонной”, обо всем, что было за годы советской власти – великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о культе личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:
Забыть велят и просят лаской Не помнить – память под печать, Чтоб ненароком той оглаской Непосвященных не смущать.
Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравственным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предательства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как
Одна неправда нам в убыток, И только правда ко двору!
Поэма “По праву памяти” – горькое, драматическое произведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:
Давно отцами стали дети, Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.
Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардовского, получила свое философское осмысление в его последней, итоговой поэме.
Творчество А. Т. Твардовского