Большая часть литературного наследия Шекспира – пьесы, написанные им для театра, где он сам работал как актер. В трех жанрах драматургии (комедии, трагедии и исторические хроники) в течение своей жизни он написал всего 37 произведений. Среди них самые знаменитые: трагедии “Ромео и Джульетта” , “Гамлет”, “Отелло”, “Король Лир” и “Макбет”, а также две поэмы и 154 сонета. “Шекспировский вопрос” заключается в том, что за 1585-1592 гг. в исторических документах нет никаких сведений об Уильяме Шекспире. Следовательно, приходится
Что же создает впечатление замедленного темпа событий пьесы? Это такой прием композиции, как монологи – речи действующего лица, обращенные к себе или к другим лицам. Гамлет в монологах анализирует свои переживания, дает оценку своим поступкам. Размышления человека о самом себе называются рефлексией. Монологи Гамлета носят рефлексивный характер. Для человека, погружается в себя, окружающее время и пространство будто прекращают существование. Это впечатление и пытался передать Шекспир. Этим самым он возвысил значение внутреннего мира своего героя. Первые слова для Гамлетовского монолога Шекспир нашел у древнегреческого философа Парменида, где они звучали так: “быть или вовсе не быть – вот здесь разрешение проблемы”. Этот факт свидетельствовал и о философскую осведомленность Шекспира, и о его намерении выделить стремление Гамлета философски осмыслить жизнь. Гамлет стремится осознать личную ответственность за поступок – убийство, не оправдывая его ни родовым обычаем, ни кодексом чести, ни чужим авторитетом.
Совершая даже справедливую месть, Гамлет понимает, что поднимает руку на бесценное сокровище – человеческую жизнь. Человек для него не греховна и не мизерное существо, как учили в средние века, а “украшение вселенной”, “венец всего сущего”, она “благородная умом”, “безграничная дарованием”, “действием подобная ангелу, тягою – к божеству”. После страшной ночи на башне Гамлет спешит к Офелии. Однако девушка даже не попыталась выяснить, что творится с принцем. Это было еще одно разочарование для Гамлета – в любви и любимой. Офелия изменила его, ведь она не сохранила тайны своего чувства от других людей.
Король начал действовать против Гамлета еще до того, как принц узнал о его преступлении от Призрака. Он не отпустил Гамлета в Виттенберг, чтобы легче было присматривать за ним, а помочь королю в этом имели близкие друзья принца. Во втором действии уже оказывается трагизм одиночества Гамлета. Он хочет найти душевную поддержку, успокоиться среди близких ему людей – матери, любимой, студенческих друзей. Но выясняется, что через этих людей действует король, пристально следя за принцем. Круг замкнулся. Теперь мы лучше понимаем и такие символы пьесы: холодный декабрь, каминные стены Ельсинора, по которым утеряно волю. Единственное спасение для Гамлета – скрывать свои истинные мысли и чувства за маской сумасшедшего. Третье действие является решающим в трагедии. Оба противника уже не скрывают своих намерений. Во время спектакля актеров не только Гамлет окончательно убедился в виновности короля, но и король понял, что Гамлет знает о его преступлении. Гамлет решительно приступает к мести; со своей стороны, и король принимает решительные меры, чтобы убить Гамлета. Момент драмы, когда в отношениях персонажей происходит важное изменение, которое открывает Путь к развязке, называется перипетией (от греческого “неожиданный поворот”). После спектакля, когда “маски сброшены”, Гамлет становится весь как сжатая пружина. Он понимает, что и король теперь спешить избавиться от него. Гамлет не хочет убивать короля, когда тот молится в часовне, но через несколько минут направляет против него свое оружие, но вместо короля погибает Полоний. Так же окончательно выясняются отношения с другими, самыми дорогими для Гамлета людьми, с любимой и матерью. С затаенной нежностью обращается к Офелии Гамлет, прерывая свои смутные мысли о смерти; сухо и официально звучит после этого ее обращения до Гамлета. А намерение девушки вернуть письма и подарки выводит принца из равновесия, и он начинает говорить с ней дерзко и резко. Гамлет отдает должное многим цнотам Офелии: она скромная и красивая, искренняя и честная, умная и хорошо воспитанная. Однако ей не хватает силы воли, самостоятельности в мыслях и решениях. А именно такого человека хочет видеть возле себя Гамлет в час тяжелых испытаний. Красота и целомудрие – добродетели неотделимы Офелии, но в сложной жизненной борьбе не только они служат опорой человеку. Ни с Офелией, ни с матерью ему не хватает искренних отношений; он хочет, чтобы его воспринимали, прежде всего, как человека. В этой холодности со стороны окружения еще одна черта трагического положения Гамлета. В четвертом действии гениальный драматург последовательно разворачивает комические и трагические события. Мы узнаем о том, чего не знает Гамлет: о предательский план убить его. Несчастье случилось с Офелией за отсутствия Гамлета. Напряжение пятой и шестой сцен создается дополнительно тем, что мы еще не знаем, как сложилась судьба высланного в Англию принца. Записка от него, которую читает король, не проясняет всех обстоятельств того, что с ним произошло, а лишь усиливает напряжение. Гробовщики в елизаветинском театре принадлежали к комическим образам. Разговор Гамлета с одним из них происходит в комическом стиле. Но этот комизм усиливает трагическое напряжение действия. Ведь зрителю известно то, чего еще не знает Гамлет: могила предназначена для его возлюбленной. Разговор с гробовщиком на кладбище в день похорон Офелии свидетельствует, что Путь разочарования Гамлета в жизни завершено. Мститель утратил высший смысл мести. Он может наказать зло человеческое, но в мире, как он считает, царит выше зло – смерть. Гамлет потерял то, ради чего стоило жить: любимую, друзей. Теперь только долг перед отцом, слово чести заставляет его совершить месть. Вот почему, хотя месть совершена в конце пьесы, зло не наказано. Гамлету не удалось осуществить свою главную цель.
Творческий путь Шекспира