Александр Иванович Куприн – выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить.
Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: “Гранатовый браслет”, “Суламифь”, “Олеся”. Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную среду, Куприн пишет рассказы и повести о военных: “Последний дебют”, “Дознание”, “Поединок”.
Уже в первых
В своем лучшем произведении “Поединок” писатель продолжает гуманистический протест против казарменной муштры, но этот протест приобретает уже политическую остроту:
– А-а! Подпоручик Ромашов. Хорошо вы, должно быть, занимаетесь с людьми.
Колени вместе! – гаркнул вдруг Шульгович, выкатывая глаза.- Как стоите в присутствии своего полкового командира?..
Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал Ромашов это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих…”
В творчестве Куприна все большее место занимает антикапиталистическая тематика. Настоящей ненавистью к капитализму проникнута повесть “Молох”, где выразительно, реалистически показан антагонизм наемного труда и хозяев. Повесть завершается символической картиной грозного выступления рабочих и бегства заводчиков. Обращаясь к изображению пролетариата, Куприн сумел показать только ранние стихийные формы борьбы рабочих, он не видел ее организующих сил.
В своем осуждении капитализма Куприн доходит до отрицания техники, городской культуры.
Прославляя близкую к природе, “естественную” жизнь, писатель близок идеям Толстого. Лучшие произведения этого цикла “Олеся”, “Изумруд”.
Расцвет творчества Куприна связан с революцией 1905 года. В эту пору писатель разоблачает консервативное мещанство – опору реакции. Но перспективы грядущей революции Куприн оценивает пессимистически.
Его герой-интеллигент утрачивает связь с народом, страшится этой стихии . В этот период писатель обращается к экзотике в повести “Суламифь”, появляются натуралистические мотивы в повести “Яма”, где зло и проституция объясняются не классово-экономическими, а моральными и биологическими факторами.
Революцию 1917 года Куприн не принял, эмигрировал, но за границей ничего существенного не создал, и в 1934 году писатель вернулся в советскую Россию.
Горький отмечал, что у Куприна “талант сильный и здоровый”, что писатель сумел сохранить верность традициям критического реализма, от которых отходили многие его современники. Лучшие произведения Куприна – художника-гуманиста, знатока русского языка, прекрасного рассказчика сохранили художественную ценность.
Творческий путь писателя