“Поиски искусства – это поиски свободы. Свободы от чего? От всего, мешающего непосредственно выразить то, как впервые открываешь мир, – отмечал В. Барлас. – Молодой человек, заканчивающий архитектурный институт, попутно пишущий для себя стихи, наделенный поразительной восприимчивостью к любым разрушающим связям и безмерно уязвляемый этим, ощутил призвание к тому, чтобы как можно непосредственнее запечатлеть эту сторону своего бытия в звучащем слове…
Он круто переломил свою судьбу. И безоглядно отдался опасному поиску…
Уже первые стихи, принесшие известность А. Вознесенскому в конце 50-х гг., отличались энергией и многозначительностью. Стихотворение представляет собой монолог. Вознесенский выбирает необычного героя – испанского живописца Франсиско Гойю и “переносит” его в век двадцатый, упоминая события 1941 года и нашу победу над фашистской Германией.
Уже в этом стихотворении наметились поиски словотворчества и новых путей в системе стихосложения: в нем употребляется только одна рифма, связанная со словом “Гойя”.
Лирический герой стихов и поэм Вознесенского был полон жажды действовать, творить. Но ему заметно недоставало идейнохудожественной зрелости, поэтической простоты. Не случайны были признания:
Как мне нужна в поэзии Святая простота! Но мчит меня по лезвию Куда-то не туда…
В стихотворениях “Парабола” и “Мозаика” увлечение формальной стороной стиха иногда приводило к преобладанию звука над смыслом. Это отчетливо сказалось позже в цикле, объединенном под названием “Треугольная груша”. “В основу ее, – по словам поэта, – легли… американские впечатления. Но в процессе работы воспоминания, жизнь, пейзажи России и Прибалтики врывались в повествование…” , В книге этой есть стихи большой поэтической силы, полные света и какой-то хрустальной чистоты, Она разнообразна по тематике, образам, ритмическому и интонационному звучанию. Но наряду с удачными целостными произведениями и отдельными образными деталями в стихах встречаются и не совсем оправданные ассоциации
Безусловным шагом на пути освобождения от всякого рода наслоений и ложных тенденций, на пути дальнейшего обретения себя стали последующие произведения Вознесенского: “Антимиры” , “Мастера”, “Оза” , “Ахиллесово сердце” . Поэма “Оза” была опубликована в журнале “Молодая гвардия”. Написанная в виде чужого дневника, найденного в тумбочке дубненской гостиницы, она представляет собой сложное произведение, где со стихотворными главками чередуются прозаические, “олицетворяющие, – по словам автора, – чуждый нам мир бездушного, враждебного человеку “программированного зверья” . Главный герой этой поэмы – человек, оказавшийся повернутым вспять во времени: реки текут к истоку, имя “Зоя” превращается в антимире в “Оза”. Оно ассоциируется по звучанию со словами, обозначающими свежесть, чистоту природы. Боль и тревога героя поэмы за любимую столь остры, что для него меркнет и рушится весь мир. На какое-то время он ощущает себя одиноким и бессильным под напором мещанства, отождествляемого с миром машин, роботов.
В финале поэмы торжествует светлое начало, звучит любовь к жизни.
Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского вызвала широкий интерес общественности. Начиная с поэмы “Мастера” , поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. “Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил”, – так писал Борис Пастернак из больницы Вознесенскому.
Цикл стихов Вознесенского “Антимиры” был поставлен в виде сцен и песен театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел Владимир Высоцкий. На Таганке был поставлен также спектакль “Берегите ваши лица”. В 1970 году Вознесенский закончил поэму “Авось”, легшую в основу популярной рок-оперы “Юнона” и “Авось” на музыку А. Л. Рыбникова в постановке театра им.
Ленинского комсомола в Москве, в основу которой была положена романтическая история любви русского путешественника и дочери губернатора Аляски в XVIII веке.
Среди заметных произведений 60-70-х г. стали поэмы “Лонжюмо” , “Лед 69″ , “Повесть под парусами” , “Андрей Полисадов” , сборники стихов “Ахиллесово сердце” , “Тень звука” , “Взгляд” , “Дубовый лист виолончельный” .
В 1975 году поэт пишет свод сонетов с подзаголовком “Мой Микельанджело”. Творец земной и Творец небесный – главная тема цикла. По сути дела, речь идет об отношениях между Человеком и Богом. “Я – молот, направляемый Творцом” .
Гражданская позиция поэта во все времена была неизменной: защита прав человека, неприятие и осуждение всех видов притеснения и гонений. Полностью этим проблемам посвящена книга “Ров” . В ней отразилось потрясение поэта после посещения в Крыму оскверненных мародерами братских могил евреев, расстрелянных фашистами во время оккупации Крыма.
В 80-е годы Вознесенский начинает экспериментировать в области звукозаписи стиха: появляются “видеомы”. К началу 90-х годов видеомы занимают ведущее место в поэзии Вознесенского. Большую популярность обрела видеома “Как найти в Москве СКВ?”, раскрывающая время безудержной инфляции и реформ. Одновременно поэт открывает для себя бесконечные возможности анаграммы: Маяковский – я космос, осы Осипа Мандельштама и др.
Оригинальность и самобытность поэзии Вознесенского делает его творчество ярким и неповторимым.
В 1995 году был выпущен новый поэтический альбом “Книга гаданий”, продолжающий традиции древнекитайской книги гаданий “Ицзин”.
Сегодняшняя поэзия Вознесенского редкой эстетической цельностью, поисками мирового поэтического языка понятна без перевода всем народам.
Творческий путь А. А. Вознесенского