Глава 4. Пьер Корнель и классицизм
4.2. Требования теоретиков классицизма
Франсуа Малербу: видный лирик начала века. Ему принадлежит пальма первенства в утверждении классицистических норм в лирике. Малербу создатель од, стансов, сонетов, эпиграмм, элегий. Но даже в самых лиричных своих произведениях поэт-теоретик не изменяет строгой холодной рассудочности. Поэт считал, что в произведении не место субъективному началу, фантастике, вымыслу. Сам язык должен подчиняться строгим правилам с соблюдением пауз, недопуском вольных переносов
Требования Малербу были разработаны позже Н. Буало, который отдает должную дань деятельности своего соотечественника на поприще классицизма:
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих, во всем угодный музам,
Велел гармонии к ногам рассудка пасть
И, разместив слова, удвоил тем их власть.
Очистив наш язык от грубости и скверны,
Он вкус образовал взыскательный и верный,
За легкостью стиха внимательно следил
И перенос строки сурово запретил.
Его признали все; он до сих пор вожатый;
Любите стих его, отточенный и сжатый.
В данном примере из “Поэтического искусства” Буало проступают основные черты классицизма: во-первых, это родо-жанровая строгость и в целом художественная (строгость в отборе образов, художественных средств, приемов); во-вторых, прежде всего лаконичность в создании образов – образ должен быть создан без особых излишеств, как в барокко, без расточительности в употреблении художественных средств; далее, избранность – художник обязан изображать что-то очень важное не обычное, рядовое, обыденное, а нечто важное, событийное, масштабное, отсюда образ обязан был быть значительным, в какой-то мере глобальным.
С позиции Буало, художественный образ должен был быть прежде всего избранным. Отсюда избранным должен был быть и язык – сжатый, экономный в передаче главного, важного, точного и т. д. У Буало были выработаны требования ко всем особенностям художественного изображения, даже к рифме и смыслу, например: “Он властелин ее, она его раба. Коль вы научитесь искать ее упорно, На голос разума она придет покорно… Но чуть ей волю дать – восстанет против долга, И разуму ловить ее придется долго… Остерегайтесь же пустых перечислений. Ненужных мелочей и длинных отступлений! Излишество в стихах и плоско и смешно…бегите подлых слов и грубого уродства. Пусть низкий слог хранит и строй и благородство… законам языка покорствуйте, смиренны, И твердо помните: для вас они священны…”.
Требования теоретиков классицизма