ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени.

1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях.

Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Сол­женицына. Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозмож­но.

Примером

является известный рассказ Солженицына “Матре­нин двор”, где будет также описана нищета, боль и несправедли­вость.

Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пыта­ется поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько дере­вень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Мат­рена. Это место было похоже на многие того времени.

Оно не отли­чалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.

Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сде­лан: “Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконца-

Ми в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низенький – восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посе­рели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и про-редилась их обвершка”. Автор подробно описал Матренин дом, показав тем самым нищету русского крестьянина. “Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами.

Они за­полнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее”.

Матрену “измотала болезнь”, и это действительно так. Матрена много болела, а ино­гда не вставала с печи. Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет на­зад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вер­нулся с войны, а дети один за другим умерли.

В этой жизни она была одинока: “Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”.

Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удос­тоена заслуженной пенсии: “Наворочено было много несправедли­востей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заво­де – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца”. Такая несправедли­вость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь.

Матрена за всю свою трудовую жизнь за­служила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и оста­лась без денег.

Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб челове­ка, чем обеспечит его материальное положение.

Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересу­ется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический ап­парат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг: “Все для человека”.

Богатство не принадлежит народу, люди – крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А. И. Солженицын.

Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: “Все животы ее были – одна грязно-белая криворогая коза”. Еда у нее состояла из одной картошки: “По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун – мне, один – себе, один – козе. Козе она выбирала из под­полья самую мелкую картошку, себе – мелкую, а мне – с куриное яйцо”.

Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно.

Взять случай с торфом: “Стояли вокруг леса, а топки взять бы­ло негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только вез­ли – начальству”. Это говорит о том, что все достается только тем,

Кто распределяет, то есть начальству. А воровать приходится чест­ным людям, потому что не остается другого выхода, иначе – смерть. “Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста”. Здесь показана покорность народа.

Крестьяне терпят произвол и воруют.

Но Солженицын показывает не только материальное обнища­ние, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит де­формация нравственных понятий: добро – богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом . Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека.

Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь.

Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жад­ности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и стано­вятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрас­но показан чисто русский характер Матрены.

Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источ­ник ее души? В работе – отвлечение от всего, вдохновение, забота.

Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убо­гим ее сердце и душу.

Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройст­ва Общества. Нищета и убогость условий доводит человека до зве­риных поступков. На народе держится государство, и надо все си­лы вкладывать во благо народа. Будет жить хорошо народ, будет хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и учить добру и правде.

Только тогда из людей вырастут духовно бо­гатые личности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)

ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА