Джек Лондон – один из крупнейших американских писателей XX века. Книги его популярны во всем мире. Лучшие произведения Лондона привлекают своим жизнеутверждающим пафосом, прославляя любовь к жизни и волю человека в борьбе с суровой природой.
Джек Лондон родился в семье разорившегося фермера в Сан-Франциско. С детства он испытывал нужду. Учась в школе, он зарабатывал продажей газет, затем работал на консервной фабрике, а в 14 лет, уйдя из дома, начал самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений.
Вскоре Лондон становится матросом
Север, суровая природа, нравы золотоискателей и индейцев дали Лондону богатый и свежий материал для многих его произведений, которые он создает, вернувшись на родину. Появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера, затем о путешествиях и приключениях в южных морях. Эти рассказы имеют большой успех. Лондон становится профессиональным писателем.
Северные и морские рассказы Лондона составляют ряд сборников: “Сын волка”, “Дети мороза”, “Сказки южных морей” и др.
В этих ярких произведениях выражен протест Лондона против измельчания человеческой личности в буржуазном обществе. Писатель противопоставляет этой действительности суровую природу Севера и людей, ушедших от цивилизации. Лондон часто изображает и “нецивилизованные народы” – индейцев Севера, жителей островов Тихого океана.
Он романтизирует их, подчеркивая цельность их характера, отвагу и закаленность в борьбе за жизнь, силу чувств. Им посвящены рассказы “Северная Одиссея”, “Сказание о Кише”, “Белое безмолвие” и др.
Лондон прославляет человека, побеждающего “белое безмолвие”, суровую природу. Но своих героев – золотоискателей и охотников – Лондон изображает крайними индивидуалистами, которые стоят выше других. Их исключительность, превосходство ума, воли, физической силы помогают побеждать и подчинять себе не только природу и животных, но и людей более слабых.
И здесь стоит отметить ошибочность представлений писателя о законах жизни человеческого общества. По Джеку Лондону получается, что законы нашего общества являются продолжением законов животного мира: в вечной борьбе за существование слабый подчиняется сильному.
Роман Лондона “Мартин Идеи” во многом автобиографичен. Он посвящен трагедии талантливого писателя из народа в буржуазном обществе. Герой романа Мартин Идеи – выходец из рабочей среды, матрос, испытавший, несмотря на молодость, много лишений. Человек исключительно одаренный и сильный, он задумывается над жизнью, стремится к знаниям.
Большая любовь к Руфи Морз, образованной девушке из буржуазной среды, стремление стать равным с любимой становятся стимулом для Мартина. Он с титанической энергией, работая по 19 часов в сутки, жадно учится и благодаря своим редким способностям быстро достигает цели.
Идеи вначале питает иллюзии по отношению к буржуазному обществу, к его культуре. Но, соприкоснувшись ближе с миром Морзов, он понимает, что “университетское образование и истинное знание далеко не одно и то же”. Мартин видит под внешним лоском корыстолюбие, мещанство, убожество мыслей и чувств.
Лондон недаром подчеркивал, что его роман – “вторая атака на буржуазию’ . Действительно, велика в романе сила критики и презрения писателя и его героя Мартина Идена к миру американских собственников: от преуспевающих дельцов, вроде Морза, Батлера, судьи Блоунта, до грубых мещан, мелких лавочников, подобных зятьям Идена Хиггинботему и Шмидту. В мире бизнеса ценность человека, отношение к нему определяются чековой книжкой, умением “делать деньги”.
Любимая Иденом, идеализируемая им долгое время Руфь Морз целиком подчинена представлениям буржуазной среды. По-своему любя Мар тина, она не понимает его стремлений. Ее пугает внутренняя свобода Мартина, презрение к буржуазным предрассудкам.
Руфь не верит в талант Мартина, пока его не признало буржуазное общество и пока он не получает денег за свои произведения. Предавая любовь, порывая с Мартином в трудное для него время, Руфь готова вернуться к Мартину – известному писателю и богатому человеку. Сцена, изображающая последнее свидание Мартина с Руфью, полна горького презрения к буржуазной морали, которая определяла в конечном счете отношение Руфи к Мартину.
В образах главных и второстепенных героев из народной среды обнаруживается демократизм Лондона. Не говоря уже о самом Мартине Идене, который возвышается над миром интеллектуальных и моральных пигмеев, насколько человечнее, бескорыстнее в любви и дружбе такие люди, как работница Лиззи Коннолли, его товарищи Джо и Джимми, квартирная хозяйка, прачка и другие люди труда в романе.
Лондон, который всегда любил изображать сильных, волевых, незаурядных людей, и на этот раз в своем романе создает образ выдающегося человека. Мартин Идеи наделен не только физической силой, упорством, душевным богатством в любви, внутренней свободой, но и большим талантом писателя. Он стремится создавать произведения, полные правды жизни, а не такие, в которых “прославлялись всевозможные мистеры Батлеры, жалкие охотники за долларами, изображались любовные треволнения ничтожных людишек”.
Трагедия героя в том, что буржуазное общество безразлично к таланту плебея без имени и протекции. Оно вообще равнодушно к настоящему искусству. Истощая внутренние и физические силы в борьбе за успех, за признание, от которого зависит и его личное счастье, Мартин все сильнее ощущает отвращение к обществу и буржуазной публике, признания которой он добивается. И когда, наконец, в результате случайности к Идену приходят слава и богатство, когда он становится “своим” в буржуазном обществе, Мартин не испытывает ничего, кроме опустошенности и безразличия.
Герой Лондона ищет выхода в вечном покое смерти.
Джек Лондон наделил своего героя чертами ярого индивидуалиста, поклонника философии Ницше. Ненавидя буржуазное общество, Мартин является в то же время противником социализма, в котором видит философию рабов. “Я верю, что в беге побеждает сильнейший. Эту истину я почерпнул из биологии.
Повторяю, что я индивидуалист, а индивидуалисты вечные, исконные враги социалистов”.
Конечно, не следует полностью отождествлять взгляды Лондона со взглядами его героя. Но идейный кризис, пессимистические настроения были свойственны самому Лондону в период работы над романом.
Судьба Мартина Идена – это трагедия подлинного художника, сломленного буржуазным обществом. Но есть и другая причина трагедии героя. Презирая буржуазию, Мартин порывает и с народной средой, ощущает личное и социальное одиночество – “он отошел от друзей, их жизнь была ему противна.
Он слишком далеко ушел. Тысячи книг, как стена, разделили их. Он сам обрек себя на изгнание”.
Трагедия индивидуалиста