Традиции классицизма в комедии Фонвизина “Недоросль”

Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин

Классицизм – литературное направление, которое существовало в XVIII – начале XIX века. Для него характерны высокая гражданская тематика, требовавшая, чтобы во имя общегосударственных задач приносилось в жертву все личное; строгое соблюдение определенных норм и правил. Писатели-классицисты находили образцы прекрасного в памятниках античного искусства, неизменные для всех времен.

В классицизме существовало четкое деление жанров литературы на

“высокие” и “низкие”. Предметом высоких жанров мргла быть жизнь высшая, духовная, действующими лицами – лишь цари и аристократы. Содержание низких жанров сводилось к изображению жизни частной, будничной. Персонажами были представители низших сословий – мелкопоместное дворянство, чиновничество, крепостные слуги. “Высокое” и “низкое” никогда не соединялось в одном произведении. В характере героя преобладала единственная черта – положительная или отрицательная.

В результате персонажи были или полностью порочными, или полностью благородными.

Классицизм решал задачи воспитания человека-гражданина. Поведение окружающих оказывает решающее влияние на личность ребенка. Добродетельное или порочное, оно служит примером, образцом для подражания. Идеалом эпохи провозглашается человек, способный приносить общественную пользу, для которого интересы государства выше личных интересов. Внимание комедии обращалось на отрицательные явления действительности.

Цель комедий, по классицизму, – просвещать, осмеивая недостатки, воспитывать смехом.

Самым выдающимся произведением драматургии классицизма в русской литературе XVIII века является комедия Фонвизина “Недоросль”. В построении своей пьесы Фонвизин точно следовал правилам классицизма. “Недоросль” состоит из пяти канонических актов. В каждой соблюдается правило триединств – действия, времени и места.

События, изображенные Фонвизиным, происходят в течение одних суток и в одном месте – в доме помещицы Простаковой.

Согласно правилам классицизма, действующие лица комедии подразделяются на порочных и добродетельных, а в финале пьесы злые наказываются, добрые торжествуют победу. Комические герои посрамлены. Простакова за злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами, ее имение взято под опеку.

В столкновении “злых” и “добродетельных” героев отражен глубокий социальный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками-крепостниками. Драматург преднамеренно заостряет отрицательные образы, достигая этим большей убедительности в обличении крепостничества.

Образы положительных персонажей комедии схематичны в духе классицизма. Правдин, Стародум, Милон, Софья не столько живут и действуют, сколько пространно и важно рассуждают на морально-политические темы, преподают уроки дворянских добродетелей.

Подобно этим положительным героям пьесы, отрицательные персонажи ее наделены “говорящими” именами, по которым сразу можно судить о каждом из них: Простаков, Вральман, Скотинин.

Три темы проходят через драматическое произведение Фонвизина: тема воспитания, крепостного права и государственного устройства России.

Проблема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, который мечтал о новом поколении просвещенных русских людей. По мнению Фонвизина, в правильном воспитании коренится единственный надежный источник спасения от духовной деградации дворянства. Фонвизин поставил вопрос о том, каким должен быть истинный дворянин и отвечает ли русское дворянство своему назначению. Стародум высказал об этом такую мысль: “Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда ему есть столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить!”

Другая проблема “Недоросля” – это проблема крепостного рабства: ужасное положение русских крепостных, отданных в полное владение помещикам, чудовищный произвол дворян. Писатель, высказываясь за обуздание невежественных помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами, показывает, что вера в Екатерину II бессмысленна. В ответ на слова Правдина о том, что с такими правилами, “каковы они у Стародума, людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно… за тем, за чем к больным врача призывают”, Стародум с полной убежденностью отвечает: “Мой друг, ошибаешься.

Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится”. В уста Стародума автор вкладывает еще одну свою мысль: “Угнетать рабством себе подобных беззаконно”.

Таким образом, комедия “Недоросль” отразила важнейшие и острейшие проблемы русской жизни. Фонвизин считал, что главное оружие комедиографа – это смех и порок можно и нужно изображать смешным.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)

Традиции классицизма в комедии Фонвизина “Недоросль”