Французского писателя Проспера Мериме всегда привлекали напряженные моменты в жизни людей и целых народов. В своих произведениях он показывает как сильные и цельные характеры, так и характеры, уже подвергнутые разлагающему влиянию цивилизации. С иронией и сарказмом изображает писатель пустоту и лицемерие буржуазного общества, господствующую в нем власть денег.
Так, новелла “Таманго” рассказывает нам о чернокожем торговце людьми, который безжалостно и цинично продает свой “товар”, идя на любые ухищрения. Но судьба распорядилась
Во всех этих ситуациях и раскрывает перед нами автор характер своего героя.
С самого начала новеллы перед нами жестокий и несправедливый мир работорговцев. Здесь мы встречаем капитана Леду, ловко обманывающего таможенников и избегающего английских крейсеров, которые отслеживали людей, занимающихся преступной торговлей. За эти свои способности он стал “драгоценным человеком для торговцев черным деревом”. “Черным деревом” торговцы называли негров-рабов. Тут же перед нами впервые предстает главный герой – воин и торговец людьми Таманго. Он ведет себя как человек, чувствующий свою силу и власть над неграми.
Люди для него – всего лишь товар, и его задача поскорее продать их. Конечно, он стремится сначала завысить цену, но в конечном итоге продает рабов по небывало низким ценам. В любом случае сможет в короткие сроки возобновить “запас”. Ужасающее впечатление производит картина отбора и торговли.
Жестокость торговцев, низость и подлость их характеров вызывает возмущение. Стремясь как можно выгоднее совершить делку, они идут на различные ухищрения, в изобилии заливая
свой спор водкой. В итоге Таманго продает людей в обмен на “дрянные бумажные ткани, порох, кремни, три бочонка водки пятьдесят плохо собранных ружей”. А тех, кого капитан не соглашается купить, торговец готов тут же убить, не зная, что ему делать с этим “хламом”.
Все это ярко демонстрирует, насколько ничтожной и ничего не значащей была для него жизнь людей. С такой же легкостью пьяный Таманго отдает капитану и свою жену.
Придя в себя, Таманго понимает, что совершил ошибку, и бросается на корабль, чтобы вернуть жену. Он пускается на уговоры, но Леду остается непреклонным. Более того, он решает, что можно оставить в числе рабов самого Таманго, который один стоит троих невольников, – это казалось капитану очень выгодным.
К тому же его забавляла мысль о том, как же будут “смеяться от всего сердца” негры, которых продал Таманго, когда увидят, что он тоже стал рабом.
Оказавшись среди других невольников, герой пытается всеми способами уговорить их поднять бунт, чтобы вернуть себе свободу. В конечном итоге ему это удается, и взбунтовавшиеся рабы убивают всю команду. Но как же они поплывут на корабле, которым не умеют управлять?
Неудивительно, что они терпят крушение и оказываются посреди моря – погибать от голода, жажды, палящего солнца и растущего отчаяния.
Негры правы, обвиняя в своих несчастьях Таманго: он продал их в рабство, затем поднял на бунт. Он обманул их, чтобы добиться их помощи. И когда их, одного за другим, постигла гибель, Таманго по-прежнему оставался равнодушным к их судьбе.
Когда один из невольников обратился к нему за помощью и советом, он “остался глух к его просьбам”. Таманго, судя по всему, “решил жить один в своем убежище”, которое соорудил из бочек и досок. Довольно холоден он и со своей женой.
И, как мне кажется, даже ее смерть не сильно тронула героя.
Социальная тема очень часто и широко раскрывается в творчестве Мериме. Его новеллы зачастую написаны в своеобразном стиле: автор словно ведет внешне спокойное и бесстрастное освещение сюжета. Но на самом деле его произведения полны внутреннего огня и силы чувств.
Они заставляют задумываться, оценивать и искренне сопереживать героям.
Торговец людьми