Во все времена поиск истины был главным мерилом человеческих ценностей. Вопрос “Что есть истина?” родился за много лет до появления легенды о Христе и Понтии Пилате и не умрет, пока живо человечество. И пока он существует, каждый человек по-своему пытается ответить на него. Но человеку свойственно ошибаться.
И если он вовремя не поймет своей ошибки, то это может стать для него величайшей трагедией. А если этот человек имеет власть над сотнями других людей? Последствия одного только ошибочного шага могут быть непредсказуемы.
Сознавая
Мир человеческий слишком сложен, чтобы его мог изобразить один, пусть даже и гениальнейший, писатель. Льву Николаевичу Толстому это удалось. Всю жизнь он искал истину, понимая, что за один неверный шаг он понесет тройное наказание: ведь он не только писатель, но и мыслитель, и человек, именно потому, что Толстой сам жил в атмосфере напряженного нравственного поиска, ему удалось очень правдиво изобразить этот поиск в своих книгах.
Каких только проблем не решают его герои!
Андрей Болконский из “Войны и мира”, например, никак не может найти свое место в жизни. Он едко-ироничен, этот Болконский. Он слишком скептичен, скептицизм мешает ему видеть вещи в истинном их свете. Но приходит большая любовь, вслед за ней жестокая измена и страшная в своей нелепости смерть.
И к князю Андрею вдруг в последний момент приходит чувство “божеской”, всепрощающей любви к людям. В последние дни жизни ему вдруг открывается истина: надо просто любить людей, и тогда будешь счастлив.
Эта истина проходит сквозь все произведения Толстого. И не важно, кто любящая натура: Пьер Безухов или Анна Каренина, они счастливы, пока верят людям и любят их. Но тот, кто сильно любит, обречен на большие страдания и потери. И это еще раз доказывает Толстой своим романом “Анна Каренина”.
Чисто человеческие проблемы вдруг приносят Анне Карениной большие страдания. Порвав с мужем, она не может вычеркнуть из своей души ребенка. Родительская любовь оказывается сильнее женской любви, и Анна в конце концов не выдерживает напряжения.
Она гибнет.
Несмотря на всю симпатию, с которой изображена Каренина в романе, Толстой осуждает ее в неверности мужу: хотя понимает, что человеку с тонкой, нежной душой, любящей и жаждущей любви, “в безлюбье” жить невозможно.
Люди, окружающие Анну, оказываются холодными, расчетливыми и жестокими эгоистами. Нажива, продвижение по службе, награды – вот то, что составляет смысл их жизни. Они не могут и не хотят думать. Они желают урвать от жизни кусок получше. И, разумеется, когда они обретут власть, ничто для них не станет помехой, они смогут “переступить через кровь” многих сотен людей, как это делали Наполеон и Александр I. Или хотя бы жениться по расчету, как Борис Друбецкой из “Войны и мира”.
В этом же произведении гусарский полковник Богданыч посылает людей под огонь неприятеля, на верную смерть, чтобы получить очередную награду.
Но бескорыстие и честность – качества, без которых не может прожить человек, как не может он без любви к родине. Буян и бретер Долохов, помогавший Анатолию Курагину, когда тот задумал похитить Наташу Ростову, оказывается не только нежным сыном и братом, содержащим семью, но и патриотом, готовым пожертвовать жизнью, чтобы освободить Родину от захватчиков. Так причудливо переплетаются в человеке “благородство и подлость, отвага и страх”!
И люди истинно благородные всегда выступают против насилия, против войны. Толстой скептически относился к идее вечного мира, он не верил, что когда-нибудь такой мир будет возможен. Он только пытался по-своему спасти мир от ужасов войны.
И создал теорию непротивления злу насилием.
Толстой – мастер деталей, для него не существует мелочей в изображении движений человеческой души. Именно поэтому переживания его героев так глубоки и искренни, что, читая о них, невольно переживаешь вместе с героями и отчаяние, и радость, и вдохновение, и любовь. “Писать надо так, чтобы всякий раз, что макаешь перо, оставлять в чернильнице кусок мяса”. В этом высказывании Толстого – секрет неповторимого обаяния и глубокого реализма его произведений.
И именно поэтому можно утверждать вслед за М. Горьким, что “Толстой – это целый мир”.
Толстой – это целый мир