“Только ли соц. условия виноваты в проблемах героев Горького

Смысл пьесы Горького “На дне” не разгадан до сих пор. В ее основе лежит итог 20-ти летних наблюдений писателя над жизнью, особенно над жизнью босяков.

В пьесе есть обвинение социальному строю. Автор рисует жизнь обездоленных низов, которые поставлены на грань выживания. Герои драмы – представители всевозможных социальных групп России – символизируют, что вся Россия оказалась “на дне”.

Они на бытовом уровне рассуждают об этой жизни, решая в обыденных спорах нравственные вопросы о чести, совести, вере, правде.

Безусловно,

Горький осуждает социальные условия, которые являются причиной того, что судьба всех героев такова. Автор подводит читателя к мысли, что любой человек может стать жертвой обстоятельств. У всех, кто попал в ночлежку, нет будущего, а настоящее их ужасно.

Но сама ночлежка – это не только элемент социальной действительности, но и символ внутреннего “подполья” героев. Все обитатели ее заражены одним недугом – философией самооправдания. С первой же минуты мы видим ночлежку, в которой грязь телесная сочетается с грязью нравственной: обитатели равнодушны друг к другу, слышат только себя, никто не хочет трудиться.

Барон, обращаясь к Насте, называет ее дурой. На слова больной Анны, которая просит ее кричать и не ругаться, Клещ бросает бездушную реплику: “Заныла”. Актер возмущается, когда его просят подмести пол вне очереди: “Мне вредно дышать пылью.

Мой организм отравлен алкоголем”.

Однако, каждый из них наделен и человеч. чертами, достойными сострадания. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий вернуться к честному труду, Пепел, жаждущий правильной жизни, Настя, рвущаяся к настоящей любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи. Однако, Горький, вместе с тем, вскрывает бессилие босяков, их непригодность для изменения условий жизни.

Обитатели ночлежки живут надеждами, но никто ничего для этого не делает.

И вот появляется новый герой – Лука. Странник выполнят в пьесе роль утешителя: Пепла Лука соблазняет картинами вольной жизни в Сибири, Анну успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти. Однако, его философия примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их призрачных увлечений и дум.

Любое утешение имеет оборотную сторону: жалость к себе. Как только люди начинают жалеть себя, они начинают самооправдываться. Это и есть логика ночлежников. После ухода Луки они озлобляются: Актер кончает жизнь самоубийством, Василиса из ревности ошпаривает кипятком свою сестру Наташу, Пепла сажают в тюрьму. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина, который из безразличного к людям человека превращается в авторского резонера.

Он явился единственным, кто до конца понял позицию Луки. Из философии старца Сатин берет веру в человека, “человек – вот правда. Он это понимал”, но веру без жалости и милосердия.

Сатин утверждает, что верить надо собственные силы, а жалость нужна только снабам.

Т. о., Горький подводит нас к выводу, что не только соц. условия виноваты в проблемах героев. Таким образом, обитатели ночлежки не смогли посмотреть на себя со стороны, не попытались сами найти выход, не смогли разорвать свои “цепи”, не пришли к выводу, что силы надо черпать в самом себе.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.50 out of 5)

“Только ли соц. условия виноваты в проблемах героев Горького