Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофъич, поискать еще!
А. Н. Островский
Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия – безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой “идеологии” являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует
Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, “как ржа железо”, поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю.
Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. “Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят”. Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении.
Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом – в Волгу. Дикой же просто как “цепной” набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что “…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили”. Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и подавляет всех.
За ним капитал – это основа его бесчинств, поэтому он так и держит себя.
Для Дикого есть один закон – деньги. Ими он определяет “ценность” человека. Ругань для него обычное состояние.
Про него говорят: “Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Кабаниха и Дикой – “столпы общества”, духовные наставники в городе Калинове.
Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются.
Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. “Так-тс вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся.
А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”.
У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oн видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, “ни одного путем не разочтет”, у него из недоплаченных копеек “тысячи составляются”, совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников.
Дикой не щепетилен в выборе средств.
Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их домашние, но и весь город. “Толстая мощна” открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурства. В пьесе “Гроза” Островский дает правдивую картину губернского города. Но так выглядел и любой другой город царской России. Ужасающее впечатление складывается у читателя и зрителя, но почему же драма актуальна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось психологии людей.
Кто богат, у власти, тот и прав, к сожалению, и поныне.
“Темное царство” в драме “Гроза”: Дикой и Кабаниха