Тема творчества является одной из основных в поэзии Б. Л. Пастернака. Она возникает в самых ранних стихотворениях поэта и проходит через все его творчество. Будучи символистом, футуристом или просто поэтом, Пастернак все время обращается к этой теме, определяя свое отношение к проблемам творчества, поэта и поэзии.
Тему творчества в поэзии Пастернака необходимо рассматривать в связи с этапами творческого пути поэта и изменениями его поэтических идеалов.
Вступление Пастернака в литературу связано с его участием в литературных кружках,
Стихотворения Пастернака той поры изобилуют метафорами, иносказаниями, ассоциативной образностью.
В “Лирике” происходит раскол, и Пастернак примыкает к футуристическому течению русской поэзии, он входит в группу “Центрифуга”. В 1917 году Пастернак пишет статью для “Третьего сборника Центрифуги” “Владимир Маяковский. “Простое как мычание”. Петроград 1916 г.”.
В этой статье Пастернак выражает свою радость от существования талантливого поэта Маяковского и высказывает два требования, которые должны быть применимы к настоящему поэту и которым отвечает поэзия Маяковского. Во-первых, ясность творчества. Во-вторых, ответственность перед вечностью, которая является судьей настоящего поэта. В своей статье Пастернак соизмеряет творчество с категориями вечности и бессмертия.
Так Пастернак понимает роль поэта, и такое отношение к поэту и поэзии пройдет через все его творчество.
С 1918 года происходит постепенное освобождение Пастернака от эстетических требований разных литературных течений. В статье “Несколько положений” Пастернак заявляет о себе как о поэте самостоятельном, не связанном эстетическими требованиями различных литературных деклараций. Теперь Пастернак в своих стихах стремится к простоте, естественность становится для него важнейшим признаком настоящего искусства.
В 1922 году вышел следующий сборник Пастернака “Сестра моя – жизнь”. Тема поэта и поэзии звучит в этом сборнике в цикле “Занятие философией”. Пастернак пытается дать философское определение творчества в стихотворениях “Определение поэзии”, “Определение души”, “Определение творчества”.
Творчество по своей сути для Пастернака космично, оно генетически связано со вселенной.
Наиболее сложно тема творчества звучит в романе Пастернака “Доктор Живаго” и в последнем поэтическом сборнике поэта “Когда разгуляется”. Герой “Доктора Живаго” Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Живаго – творческая натура; в одном из писем Пастернак признавался: “Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским”.
Юрий Живаго умирает в 1923 году, среди его бумаг обнаруживаются сочиненные им когда-то стихи, которые и составляют последнюю главу романа. Эти стихи выражают основную идею Пастернака о вечности поэзии, о бессмертии поэта.
Пастернак – христианский, православный поэт. Творчество для него – это Божий дар, как и сама жизнь. От православной религии Пастернак берет идею полного принятия жизни во всех ее проявлениях, а также идею абсолютной свободы творчества. Пастернак понимает, что только вера дает раскрытие всех творческих способностей.
Особенно сильно эта идея выражается в поздней лирике Пастернака, льющейся как бы лестницей, по которой поэт приближается к Богу.
В последнем сборнике Пастернака “Когда разгуляется” тема творчества звучит в стихотворениях “Во всем мне хочется дойти…”, “Быть знаменитым некрасиво…”, “Ночь” и др. Проанализируем три эти стихотворения.
В стихотворении “Во всем мне хочется дойти…” Пастернак говорит о том, что в творчестве поэта должна звучать сама жизнь. Поэт хочет написать обо всем:
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Но прежде чем воспроизводить жизнь в стихах, ему надо понять суть всех явлений, которые происходят в жизни:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
Познать тайны бытия, суть окружающего мира для лирического героя этого стихотворения Пастернака необходимо, чтобы рождался стих. Поэт хочет творить в своих стихах, как творит природа:
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
В стихотворении Пастернак утверждает, что творчество, как и природа, как и человеческая жизнь, – это Божий дар. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” можно назвать поэтическим манифестом Пастернака. В нем Пастернак пишет о том, каким должен быть поэт.
Истинному поэту не надо быть знаменитым, “не надо заводить архива, над рукописями трястись.”, ему должны быть чужды шумиха, успех и самозванство. Пастернак определяет цель поэзии: “цель творчества – самоотдача”, а также основные требования, которым должно отвечать творчество истинного поэта. Во-первых, это ясность и конкретность. Во-вторых, поэт должен быть самобытным, а его творчество индивидуальным, и, в-третьих, истинному поэту необходимо быть живым, то есть любить жизнь, быть близким к ее проблемам:
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
И тогда поэт станет способным “привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов”. Свое понимание творчества Пастернак выражает в стихотворении “Ночь”. Герой стихотворения, летчик, отождествляется с поэтом. Летчик предстает в контексте всего мира. Он летит над городами, казармами, кочегарками, вокзалами, поездами, а также Парижем, материками, афишами.
Летчик связан со всем этим, он часть этого мира, часть космоса. Так и художник находится в неразрывной связи со вселенной, с космосом, он заложник вечности, времени:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты вечности заложник
У времени в плену.
Многочисленные повторы, анафоры, трехстопный ямб, обилие глаголов создают впечатление вечного движения, динамики. Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем, не отрекаться от жизни.
Таким образом, пройдя через увлечение символизмом и футуризмом, освободившись от давления формы над содержанием, Пастернак приходит к действительной ясности, содержательности стихов. В течение всей своей жизни Пастернак пытается определить цель искусства, поэзии, назначения поэта; особенно четко, ясно, конкретно это сформулировано в его поздней лирике. Тема поэта и поэзии имеет философское решение в творчестве Пастернака.
Она тесно связана с религиозными убеждениями поэта: творчество воспринимается Пастернаком как ценный Божий дар.
Что же касается “Гамлета”, то судьба Гамлета связывается и с судьбой Христа, и с миссией поэта, творца, избранника. Гамлет отказывается от себя, от своего права выбора, чтобы творить волю пославшего его. Он знает, что выполняет “замысел упрямый” Господа.
Он одинок и трагичен в своем подвижничестве. “Я один, все тонет в фарисействе” – определение положения подвижника, поэта в современном ему мире.
Тема “Гамлета” соотносится с темой стихотворения “Рассвет”. Лирический герой берет на себя бремя людских забот. Слияние судьбы лирического героя с судьбой народа – завет свыше.
Погружение в повседневность, в жизнь смертных становится не только заветом, но и необходимостью и неизбежностью.
Сроднение поэта с “толпой” – тема, отражающая понимание Борисом Пастернаком сути творчества. Поэзия, по словам Пастернака, как и душа поэта, – губка, впитывающая не только тайны мироздания, но и мелочи жизни.
Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака