За последние несколько лет вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы.
Сам он лично знал лишь малую их часть. По-разному рисуют его А. Рыбаков, А. Солженицын и другие. А. Рыбаков пытается понять и осмыслить причины репрессий.
Он возвращает нас в 20-е годы к самым их истокам. В “Детях Арбата” А. Рыбаков пытается раскрыть психологию Сталина. Мы видим те объяснения и оправдания, которые позволяли с легкостью обречь на
Народ надо было заставить пойти на жертвы. Для этого необходима сильная власть, способная внушать страх. А страх надо было поддерживать любыми средствами.
Этими средствами являлись НКВД и ГУЛАГ. Также особенно хороша была теория незатухающей классовой борьбы. В стране появились тысячи людей, подчиняющихся Сталину. В “Детях Арбата” показано несколько из них. Следователь Дьяков “верил в не действительную виновность, а в общую версию виновности”.
Он запугивает Сашу Панкратова, играет на его честности. Он действует угрозами, уговорами, пытками, чем угодно. Пытается заставить Сашу подписать признание о несуществующих преступлениях. У А. Рыбакова на примере одноклассника Саши Ю. Шарока мы видим, как люди становились моральными уродами. Это люди, стремящиеся к неограниченной власти, готовые на все, чтобы эту власть получить.
Они отказывались от чести, родных и любимых. И это страшно. “Нет невиноватых!” – вот лозунг этой чудовищной системы. Саша Панкратов не был преступником, наоборот, он был предан революции.
Но его, как и тысячи других честных людей, погубило то, что он был самостоятельным человеком, высказывал собственные суждения, имел свое мнение.
В романе “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД. По-разному ведут себя люди.
Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались.
Наверное, эта эпоха всегда будет привлекать писателей, потому что лучше, чем здесь, не высветить тему гуманизма и жестокости, добра и зла, палачей и жертв, белого и черного.
Тема репрессий в современной прозе