Н. В. Гоголь раскрыл в своих “Петербургских повестях” истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности “натуральной школы” в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы “маленьких людей”.
В “Петербургских записках” 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы нашего общества, двигающие его пружины. Он дает замечательно глубокое определение реалистического искусства, следующего за
“Петербургские повести”, особенно “Шинель”, имели огромное значение для всей последующей литературы, создания в ней социально-гуманистического направления и реалистической школы. Герцен считал “Шинель” колоссальным произведением Гоголя, а Достоевский говорил: “Все мы вышли из гоголевской “Шинели””. Творчество Гоголя чрезвычайно обогатило русскую литературу, раздвинуло рамки художественного изображения.
Социальный пафос, “демократизм и гуманизм”, обращение к массовым, повседневным явлениям, создание ярких, эмоциональных и социальных типов, соединение лирико-патетического и гротескно-сатирического изображения жизни – эти гоголевские черты были активно подхвачены молодыми писателями 40-х годов XIX века. Но Гоголь оказал также большое влияние и на дальнейшее развитие русской литературы, “отозвавшись” в творчестве самых различных ее представителей – от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова. Писатель не ошибся, говоря о своем “пророческом даре”, о способностях поэтически предвидеть грядущее и великие перемены национальной жизни.
Читая повести Гоголя, мы не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синей шинели со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго, с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “Петербургских повестях”.
Центральная в этом цикле – повесть “Шинель”. “Петербургские повести” по характеру отличаются от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновничий Петербург, столица, великосветский, огромный город, деловой, коммерческий и трудовой, “всеобщая коммуникация” Петербурга – блистательный Невский проспект. И. перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пестрая смесь одеяний и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы.
Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема “высших” и “низших”, что про это невозможно было не писать. “Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течение одного дня!” – как бы с удивлением восклицает Гоголь, но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании жизни только одной улицы – Невского проспекта.
В повести “Шинель” Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: “..он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью”. Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь, вслед за другими писателями, выступил на защиту “маленького человека” – запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.
Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновничества в повести является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя как жертву несправедливой действительности.
В “Шинели” трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствовавшийся убогим жильем, жалким обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не только над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.
У Акакия Акакиевича была своя “поэзия жизни”, имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему “виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир”. В Акакие Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог сказать: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И только один “молодой человек проникся к нему жалостью”. Смыслом жизни “маленького человека” является новая шинель. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель для него словно символ новой жизни.
Апогеем существования Акакия Акакиевича становится его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Но на этой, казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. В обращении к “значительному лицу” Акакий Акакиевич “раз в жизни захотел показать характер”. Гоголь видит несостоятельность своего героя, но он дает ему возможность противостоять. Однако он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титулярных, но и с надворных советников.
Гоголь говорит финалом повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, его герой, как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может существовать только после смерти. В “Шинели” повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема “маленького человека” стала на многие годы одной из самых важных.
Но и после “Петербургских повестей” Гоголь не обделяет вниманием взаимоотношения “маленького человека” и чиновничьего мира столицы. Эта тема постоянно живет в каждом его произведении, он никогда не упустит случая,, чтобы не сказать хотя бы двух-трех едких слов об этой проблеме. И снова эта тема прозвучала без всяких предисловий, без всяких иносказаний, с предельной сатирической обнаженностью в “Повести о капитане Копейкине”. Это драматическая история об инвалиде – герое Отечественной войны 1812 года, прибывшем в Петербург за “монаршей милостью”. Защищая Родину, капитан Копейкин потерял руку и ногу и лишился каких бы то ни было средств существования. Непризнанный герой добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. “Маленький человек” попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида. Министр досадует на то, что посетитель отнимает у него слишком много времени: “Меня ждут дела важнее ваших”. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы “государственные” интересам простого человека.
Символом этой государственной власти выступает и Петербург – чинный, важный, утопающий в роскоши. Это город, в котором невозможно жить бедному человеку. Петербург – неприветливый, жестокий город, бесконечно чужд “маленькому человеку”. К нему, этому человеку, равнодушен и министр. Он не только не помог инвалиду, но, возмутившись его “упрямством”, распорядился выслать его из столицы. А Копейкин гневно размышляет: раз министр советовал ему самому найти средства помочь себе, то так тому и быть. Вскоре Копейкин стал атаманом появившейся в рязанских лесах “шайки разбойников”, грабившей казну и помогавшей беднякам.
По своему внутреннему смыслу, по своей идее “Повесть о капитане Копейкине” как бы венчает всю страшную картину чиновничьей и полицейской России. Воплощением произвола и несправедливости является не только губернская власть, но и столичная бюрократия, само правительство. Чего же стоит это бездушное правительство, если оно не может оказать помощь защитнику Отечества!
“Повесть о капитане Копейкине” содержала в себе очень острое политическое жало. И это было верно угадано петербургской цензурой, потребовавшей от автора либо выбросить всю повесть, либо внести в нее существенные поправки. Повесть дала автору возможность поднять тему героического 1812 года и тем самым еще резче оттенить поведение чиновников губернского города и столицы России, характерного для них эгоизма, на фоне красоты человеческого духа, нравственного величия, подвига народа в защиту Отечества.
Сильный и мужественный, исполненный человеческого достоинства, Копейкин являет собой разительную противоположность бессердечию и произволу столичной власти, трусливой и жалкой знати. Всем этим людям противостоял Копейкин – смелый, добрый человек с героической и печальной судьбой. Никогда еще тема “маленького человека” не звучала у Гоголя с такой трагической пронзительностью, с такой силой, ибо “маленький человек” вырастает здесь в фигуру величественную – в защитника и спасителя Родины.
ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ (“Повесть о капитане Копейкине”, “Шинель”)