Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”)
Благословенна да будет любовь,
которая сильнее смерти!
Д. С. Мережковский
Каждый писатель в своем творчестве затрагивает “вечные” вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала интерпретироваться по-новому писателями в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, когда люди жили в ожидании чего-то нового и по-другому стали смотреть на все казавшиеся неизменными ценности. И. А. Бунин также дал свое видение темы
В рассказах Бунина любовь становится источником душевных сил, нередко она оказывается самым значительным и счастливым событием в жизни человека.
Как правило, писатель сосредоточивает свое внимание на особых, уникальных моментах человеческой жизни, когда в сознании героя происходит “солнечный удар” и у него рождается “второе” зрение, он постигает истину.
Таков сюжет рассказа “Солнечный удар”, написанного в тысяча девятьсот двадцать седьмом году. В нем мы видим мгновение любви, у которого как будто нет начала и продолжения, нет и конца: хотя герои расстаются, чувство остается на всю жизнь. Любовь изображена как чудо, которое нельзя объяснить. Так, герой приписывает это силам вне его – “какому-то солнечному удару”. Теперь поручику нет покоя, обыденная жизнь ему надоела: кажется странным равнодушие и спокойствие героя; глупым и нелепым все то, что проходит на базаре, в городе. Автор так описывает состояние героя: “Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено… этим странным “солнечным ударом”, слишком большой любовью, слишком большим счастьем!” Это сравнение любви с солнечным ударом не случайно, в нем выражено отношение И. А. Бунина к этому непростому чувству. Сочетание, ставшее названием рассказа, состоит из двух слов: прилагательное “солнечный” несет в себе счастье, свет, а существительное “удар” – боль, поражение, муку. Любовью для автора является соединение этих двух состояний.
Чтобы показать эти две стороны любви, писатель использует антитезу как композиционный прием. Рассказ строится на противопоставлении двух дней, проведенных героем с ней и без нее. Бунину удается передать, как изменилось восприятие героя, через его отношение к солнцу. В первый день солнце олицетворяло счастье, было нежным и ласковым. Во второй – оно напоминало об утрате, и лучи его были жгучими и палящими. Таким образом, автор считал, что любовь – непродолжительное чувство, радость, непременно сменяющаяся болью утраты, горьким разочарованием. Однако даже если любовь и оборачивается отчаянием, драмой разлуки, она исполнена смысла, ибо она – начало внутреннего пробуждения личности, движения к духовной зрелости. Герой ценой “солнечного удара” постигает, что в человеческом бытии есть нечто неповторимо прекрасное, высшее, что “необходимее жизни”.
Образ любви как чуда, радостного и мучительного, но не напрасного и неслучайного, способного поднять человека над бурями, над обычностью земного существования, приобщить его к чему-то высшему, представлен и в рассказе “Чистый понедельник”, относящемся к циклу “Темные аллеи”.
Как и все другие рассказы “Темных аллей”, он тоже о любви. Но о любви “странной”, от которой героиня отказывается. Рассказ “Чистый понедельник” – именно об этом. В произведении Бунин развертывает перед читателем повествование не только о любви-страдании, но и о тайне человеческой судьбы, о счастье, о сложной природе русского национального характера, об истории, о вере в Бога и о путях к нему.
Герой “Чистого понедельника” влюблен; он настолько ослеплен любовью, что даже и не пытается понять, какая внутренняя борьба происходит в душе любимой. Автор дает читателю почувствовать самобытность, тонкость души героини в ее вскользь оброненных суждениях и оценках увиденного.
Мне кажется, образ героини – это символ счастья: одновременно красивая и непонятная; ее невозможно представить по-земному счастливою, в финале рассказа она уходит в монастырь: так она покидает земную жизнь ради душевного спокойствия.
Перед тем как постричься в монахини, она отдается своему возлюбленному, тем самым совершая страшный земной грех. Однако их телесная близость не привела к разгадке героем ее души. Бунин, как Тургенев, утверждает, что женщина – загадка, которую мужчина не в силах разгадать, и что в этой тайне кроется сильная натура, становящаяся “роковой” в жизни мужчины.
У героини “Солнечного удара” нет имени, она так и останется в памяти героя “прекрасной незнакомкой”, прелестной “маленькой женщиной”. Подчеркнутая безымянность героини, выдержанная на протяжении всего рассказа, в данном контексте прочитывается как неузнанность тайны.
Важно отметить, что Бунин, в отличие от Достоевского, не разделяет плотское влечение и духовное чувство, для него любовь – это и телесная, и духовная близость. Так, в воспоминаниях поручика о случившемся появляется нечто для него самого неожиданное, не просто память о чувственном наслаждении, а ощущение чего-то иного, большего, волнующего не тело, а душу.
Именно потому, что любовь для писателя – это и плотское, и духовное чувство, героиня “Чистого понедельника” не осуждается автором произведения. Для нее телесная близость – это своего рода прощание с любимым. В рассказе соприкасаются мотивы любви, мучительной радости и трагической жизни, целительной силы памяти. Писатель подчеркнул кратковременность любви, ее трагический исход.
Жизнь души в изображении Бунина неизъяснима, она томится загадкой скрытого от смертных тайного смысла. Так и любовь, в представлении писателя, – неподвластное разуму человека чувство, возникающее внезапно, стихийно. Случайное приключение, каким оно поначалу кажется поручику, оказывается чем-то неизмеримо большим.
“Случайность” и неожиданность встреч Бунин интересно обыгрывает в своем раннем рассказе “Господин из Сан-Франциско”, где под “счастливой” “случайной” встречей подразумевается не стихийное светлое чувство, а радость от знакомства с миллиардером: “прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча с некрасивым человеком, в котором текла необычная кровь, ибо ведь и не важно, что именно пробуждает девичью душу – деньги ли, слова ли, знатность ли рода…” – иронизирует писатель над неписаными законами общества.
Для Бунина всегда были важны цвета, знаки и звуки, что проявилось и в рассказах. События “Солнечного удара” разворачиваются на фоне жаркого солнца, а герой запомнил на всю жизнь “запах ее загара” и “живой простой и веселый звук ее голоса”; события же “Чистого понедельника” – в морозные зимние дни, в неделю перед Великим постом, и характерны звуковые и цветовые детали: героиня играет начало “Лунной сонаты”, в их последний вечер она одета во все черное. Символичным в этом рассказе является и упоминание о христианских праздниках, связанных с образом героини. Кульминация рассказа отнесена к последней ночи Масленицы, а решение изменить жизнь попадает на Чистый понедельник.
В своей поздней прозе писатель обращался не к рациональным сторонам, а к тому, что представляет собой неразгаданную тайну. Этим для Бунина была любовь, совокупность состояний, когда все чувства предельно обострены. Любовь в произведениях писателя – радость, дарованная героям, чтобы ощутить истинное счастье.
Эмоциональный настрой рассказов создается слиянием в прозе Бунина мотивов любви, красоты и одновременно их кратковременности, трагичности исхода. Точно определил пафос бунинских рассказов о любви критик русского зарубежья Адамович – он назвал Бунина “трагическим мажором”. Таким было видение писателем этого чувства. Но одновременно Бунин не забывает о том, что любовь – светлое и радостное чувство, которое сильнее смерти. И этим самым он подтверждает удивительно красивые слова Д. С. Мережковского: “Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!”
Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи”)