История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова притягивает глубиной и искренностью.
Герои до встречи друг с другом
Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда “занимался переводами” . Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги,
Мастер, имевший тогда имя, переживал свой “золотой век”. Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате “летел к концу”.
Однажды “случилось нечто гораздо более восхитительное”, нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с “необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах”, и с этого момента жизнь его обрела полноту.
Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: “Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!” Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви.
Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.
Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе “Мастер и Маргарита” тема любви.
Проблема любви в романе
Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.
Мастер и Маргарита поняли, что свела их “сама судьба и что созданы они друг для друга навек”. Любовь “поразила нас мгновенно”, “поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!” – навсегда и бесповоротно.
Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став “тайной женой”, подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, “ни души”, так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.
Роман был дописан, и “настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь”.
Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.
Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе “Мастер и Маргарита”.
Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие
Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.
Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.
Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он “не сделал никакого зла” ей.
Мастер, создавший гениальный, но “несвоевременный” роман, сломлен. “Я теперь никто”. Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.
Милосердие и сострадание в любви героев
Любовь в романе “Мастер и Маргарита” милосердна и сострадательна.
Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, “человек исключительной доброты”, “высокоморальный человек” ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.
Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. “Дикий разгром”, учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.
Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!”
Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты
Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.
Именно в произведении “Мастер и Маргарита” тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.
Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: “потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно”, – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и “князь тьмы” покой “устраивает”.
Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. “Беречь твой сон буду я”, – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.
Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным и возвращает миру его гениальный роман.
Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты. Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах “Мастера и Маргариты”, не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.
Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему “Любовь в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова”.
Тема любви в романе “Мастер и Маргарита”