Человек, который много согрешил, всегда умен.
М. Горький.
Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим.
В. Шекспир.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным. Он рос ” в семействе русском и благочестивом “, где знакомились с Евангелием ” чуть не с первого детства “. Поэтому его, как никого другого, очень интересовала тема греха.
Но сам грех по своей сути бывает разным. Оскорбил человека – нагрешил, убил – тоже нагрешил.
Достоевский
Роман Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание ” можно отнести к разным типам. Он и философский, и социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, главное место в нем занимает идеология одного из героев – Родиона Раскольникова.
Главный герой романа совершает убийство. Но не только в этом заключается его грех. Раскольников, увлекшись своей теорией, забывает о простых истинах: даже самая благородная цель не оправдывает средств ее достижения и никто, кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет.
В начале романа мы видим тщательные приготовления Раскольникова к убийству, причины которого пока не знаем.
Обстановка, где проживает главный герой, позволяет нам предположить, что убийство совершается ради ограбления. У старухи-процентщицы довольно много сбережений, а он вынужден заложить ей последнее что у него осталось – кольцо сестры.
Но впоследствии мы видим, что не это явилось главной причиной для совершения преступления.
Незадолго до этих событий в одной из петербургских газет появилась статья Раскольникова. В ней он излагает теорию о том, что все человечество делится на два разряда. Первый – это люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – “твари
дрожащие”. Другие – смело нарушают моральные нормы, общественный порядок, проливают ради этого чужую кровь – “сильные мира сего”.
Но, поделив людей на две эти категории, Раскольников сталкивается с неизбежным вопросом: к какому разряду он сам относится? Убийство старухи – самопроверка героя: выдержит ли он идею, по которой совершается ход истории. Кто же он:
“тварь дрожащая” или “сильный мира сего”?
И это убийство с целью возвысить себя над простыми смертными есть грех неизмеримо больший, чем если бы он убил, чтобы выжить. Но он не умирал с голоду, он не был на грани… И все-таки убил.
Очень важно то, что до какого-то момента Раскольников полностью удовлетворен своей теорией и не видит в ней ни одного изъяна. Ведь что из себя представляет та, жизнью которой он решил пожертвовать ради своих грандиозных замыслов?
Ничтожество, “вошь”. Она не приносит никакой пользы, а только вред. И невольно подслушанный им разговор двух студентов еще больше убеждает его в том, что это необходимо сделать.
Все это делает Раскольникова некоторым образом похожим на ученого, который сначала выдвигает гипотезу, а потом пробует ее экспериментально доказать. Но этот чудовищный эксперимент стоил жизни двум людям. Да, да, именно двум людям, какими бы они ни были. “Не убий” – гласит одна из десяти заповедей. Бог дал жизнь – бог должен ее и забрать.
Только бог и никто другой.
В подтверждение своей теории Раскольников приводит имена исторических деятелей: Ликурга, Солона, Магомета, Наполеона, говорит о том, что “большая часть этих благодетелей… были страшные кровопроливцы”. Но это не оправдывает преступления Раскольникова. Он говорит Соне: “Свобода и власть, а главное власть!
Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!” вот к чему стремится главный герой – к власти.
В черновых записях Достоевского, связанных с образом Раскольникова, читаем: “В его образе выражается… мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу…Он хочет властвовать – и не знает никаких средств.
Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая.”
Сама его теория, сама эта мысль есть грех. Бог созда лвсех по своему образу и подобию. И возвысить себя над остальными – значит поставить наравне с Богом.
Но после этого страшного эксперимента Раскольников видит полный прговал, несостоятельность своей теории. Она не подтвердилась. Он убил. Он переступил черту?
Нет. Он обрел власть? Не обрел.
Ему помогли украденные деньги? Он ими не
воспользовался.
Наказание же главного героя началось до свершения преступления. Когда он видит свой первый сон, то уже понимает, что не сможет выдержать своей теории: “Нет, я не вытерплю, не вытерплю!” Наоборот, идея поработила Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в безвольную пешку.
Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного возрождения Раскольникова. Но на протяжение всего хода событий ясно видится это возрождение. Осознав открытый смысл, реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и готовность к покаянию.
Надежду на восстановление любой преступной личности Достоевский видел в том, что для нее всегда открыт путь к “великой радости”, что в ней нельзя окончательно растоптать совесть и любовь. На этом основано “наказание”
Раскольникова, когда “чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тот час же по свершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое…”
Будущее духовного возрождения главного героя романа и было обусловлено его страданием, сострадательной любовью между ним и Соней Мармеладовой: “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого.”
Участие Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова, ее любовь к нему иопределило дальнейший путь главного героя к возрождению. Именно она подталкивает его покаяться, так как понимает, что не сможет он с этим жить: “А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?” В ней хотел найти Родион Раскольников родственную душу.
И нашел, не ошибся.
Глубокое и искреннее сопереживание Сонечки растопило лед на сердце Раскольникова, “волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее”.
Признание Раскольникова, по его собственным словам, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества – “тварью дрожащей оказался”. Но это лишь он не смог, а идея, верит главный герой, стоит нерушимо и незыблемо.
Не так думает сам Достоевский. В противоборстве с теорией Раскольникова побеждает “закон любви”.Терпит крах его бесчеловечная идея.
И, будучи уже в тюрьме, Раскольников понимает, что убеждения его – глубокая ложь. Осознает это окончательно и бесповоротно. Эта мысль, Евангелие и, самое главное, Соня Мармеладова – это его настоящие спасители, которые помогут ему начать жизнь заново, ” но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история
постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой…”
И мы можем поверить в нравственную силу, мужество, решимость Р. Раскольникова найти путь и средства истинного служения людям. По глубокому убеждению Достоевского для всего человечества на земле есть лишь две полярные перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть, или победа “закона любви”, или торжество подобных теорий – третьего просто не существует, не дано.
Тема греха и покаяния