Тема добра и зла

Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” — одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в ее раскрытии всех предшественников. Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны.

Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, “командует” другой стороной – пороками человечества, провоцирует

их выявление , то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия .В слово “добро” автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, ее принцип, за который не жалко перенести боль и страдания. Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами Иешуа: “Все люди добрые”. То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть “двенадцать тысяч лун” назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. “Изменились ли эти горожане внутренне?”–прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое “нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы”.Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, “самым тяжким” из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма: “Поздравляю вас, гражданин, совратили!”, “Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!”, “Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие”. Итак, тема добра и зла у Булгакова – это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе – воздать каждому в соответствии с этим выбором.

Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона – реальная, “земная” борьба черта и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать замысел автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско – гуманистические идеи. Я считаю, что главная ценность “Мастера и Маргариты” заключается в том, что Михаил Афанасьевич считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам. Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила.

Маргарита у писателя – идеал. Мастер – тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею: “Ваш роман прочитали…и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен”.

Необычен и образ сатаны в романе. Почему эта сила “вечно хочет зла и вечно совершает благо”? Я увидел у Булгакова черта не мерзким и похотливым субъектом, а изначально служащим добру и наделенным большим умом, которому могут позавидовать обыватели Москвы: “Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются”.

Он так или иначе наказывает человеческое зло, помогая справиться с ним добру. Так появление “мессира” переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе, и он дал слово: “стишков больше писать не буду” и становиться профессором истории и философии. Прекрасное перерождение!

А покой, подаренный мастеру и Маргарите?



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4.00 out of 5)

Тема добра и зла