В начале ХХ века писатели и поэты искали свое место в литературе. Непростым был в поэзии путь Николая Степановича Гумилева. Сам поэт был сильной личностью и постоянно пытался найти свое место не только в поэзии, но и жизни: то отправляясь в длительное путешествие по Африке, то уходя на фронт во время первой мировой войны, то открыто бросая вызов власти.
Вообще за свою жизнь Н. Гумилев совершил четыре путешествия в Африку: в 1908 году, на стыке 1909 и 1910, зимой 1911 и в 1913 году по заданию Музея антропологии и этнографии Академии наук побывал в последней
Результатом поездки в 1908 году в Африку стала книга стихов “Романтические цветы”, поражающая читателей многообразием красот, необычностью образов, картинами различных экзотических стран.
В стихотворении “Жираф” дан грациозный, неописуемо красивый образ экзотического животного:
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Описывая жирафа, поэт употребляет яркие метафоры, эпитеты: “изысканный”, “бродит”; сравнивает облик животного с “цветными парусами кораблей”, а его бег с “радостным птичьим полетом”.
Также в сборник “Романтические цветы” вошло известное стихотворение Н. Гумилева о гиене – “преступной, но пленительной царице”:
… из пещеры крадется гиена.
Ее стенанья яростны и грубы,
Ее глаза зловещи и унылы,
И страшны угрожающие зубы
На розоватом мраморе могилы.
Со временем в лирику Гумилева входят образы моря, кораблей, мотив пути, и таким образом основной темой всей его поэзии становится тема “дальних странствий”, скитаний. Путешествуя по свету, Гумилев занят поиском истины, стремится обрести смысл жизни. Молодого поэта привлекают неизведанные места, непознанные города, экзотические страны:
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Символами скитальческого образа жизни станут корабли и капитаны – “открыватели новых земель”.
Тема поиска истины, высшего пути заявлена поэтом в следующих произведениях: “Потомки Каина”, “В пути”, “Но в мире есть иные области…”, “Избиение женихов” и др. Поэт пишет о скитальцах, странниках, путниках, пытающихся познать себя, свою душу, а также окружающий внешний мир, стать неотделимой частью целого, Вселенной. Путь познания нелегок: ты то теряешься в бездне времен, ощущая свою незначительность, то, наоборот, поднимаешься на невиданную до этого высоту, становясь центром Земли. Особую роль приобретает поэтический образ “озер” в художественном мире поэта, который то манит своей непредсказуемостью, то пугает своей “черной глубиной”:
Манит прозрачность глубоких озер,
Смотрит с укором заря.
Побывав осенью и зимой 1910 года в Абиссинии, Н. Гумилев знакомится с абиссинскими художниками и поэтами, и с этих пор круг красок и звуков поэта расширяется.
8 августа 1921 года Николай Гумилев отправляется в свой последний путь: его арестовывают по подозрению в участии в так называемом “таганцевском заговоре”, и через несколько дней русский поэт был расстрелян, муза “дальних странствий” смолкла.
Подводя итог жизненному и творческому пути Н. Гумилева, можно с уверенностью сказать, что на протяжении многих лет поэт оставался завоевателем музы “дальних странствий”. Анализируя гумилевскую поэзию, можно говорить о том, что Николай Степанович, одновременно воспевая экзотические далекие страны, также был озабочен поиском своего пути, своей музы. Нашел ли он собственную дорогу в литературе? Об этом можно с уверенностью сказать, читая стихотворения Н. С. Гумилева:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Тема “дальних странствий” в поэзии Гумилева