Родилась 9 (21) мая, по другим сведениям – 27 апреля (9 мая) 1872 в Санкт-Петербурге (по другим сведениям – в Волынской губ.). Дочь профессора криминалистики, издателя журнала “Судебный вестник” А. В. Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой (“русская Сафо”). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса “Женский вопрос” (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Надежда Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею
Как постоянный автор журналов “Сатирикон” и “Новый Сатирикон” (Надежда Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания “Юмористических рассказов” (1910), за которым последовало еще несколько сборников (“Карусель”, “Дым без огня”, оба 1914, “Неживой зверь”, 1916), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось, что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.
Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из “Этики” Б. Спинозы, который точно определяет тональность многих ее произведений: “Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо”. Краткий период революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Надежду Тэффи сотрудничать в большевистской газете “Новая жизнь”, не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты “Русское слово”, где она публиковалась начиная с 1910. Возглавлявший газету “король фельетонов” В. Дорошевич, считаясь со своеобразием дарования Тэффи, заметил, что “нельзя на арабском коне воду возить”.
В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А. Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге “Воспоминания” (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: “Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла”.
В первом номере газеты “Последние новости” (27 апреля 1920) был напечатан рассказ Тэффи “Ке – фер”, и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: “Все это хорошо… но que faire? Фер-то – ке?”, стала своего рода паролем для очутившихся в изгнании. Публикуясь почти во всех видных периодических изданиях (газеты “Общее дело”, “Возрождение”, “Руль”, “Сегодня”, журналы “Звено”, “Современные записки”, “Жар-птица”), Тэффи выпустила ряд книг рассказов (“Рысь”, 1923, “Книга Июнь”, 1931, “О нежности”, 1938), показавших новые грани ее таланта, как и пьесы этого периода (“Момент судьбы”, 1937, написанная для Русского театра в Париже, “Ничего подобного”, 1939, поставлена Н. Евреиновым), и единственный опыт романа – “Авантюрный роман” (1931).
В прозе и драматургии Тэффи после эмиграции заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. “Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь, – сказано в одной из ее первых парижских миниатюр “Ностальгия” (1920). – … Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда”. Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего, что “сама жизнь… столько же смеется, сколько плачет”: порою невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.
В мире, где скомпрометированы или утрачены многие идеалы, которые казались безусловными, пока не грянула историческая катастрофа, истинными ценностями для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность нравственной правде – эта тема преобладает во многих рассказах, составиших “Книгу Июнь” и сборник “О нежности”, – а также самоотверженная любовь. “Все о любви” (1946) озаглавлен один из последних сборников Тэффи, в котором не только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в. Под конец своего творческого пути – сборник “Земная радуга” (1952) она уже не успела сама подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях 1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости, определяют основную ноту ее последних рассказов.
Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом. В послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих современниках – от Куприна и Бальмонта до Г. Распутина.
Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.
Материал взят с сайта Www. ouc. ru
Ознакомиться с творчеством Тэффи
Тэффи