“ТАМАНГО” (сочинение-отзыв)
Выдающемуся французскому писателю Просперу Мериме принадлежит ведущая роль в развитии и утверждении критического реализма во французской литературе. Именно он положил начало развитию реалистической драматургии и новеллистики.
В своих новеллах автор ставит перед собой нелегкую цель: через единичное событие раскрыть характер народа, иногда – целой эпохи. То или иное исключительное событие придает произведениям писателя романтическое звучание, а выявление характера, типичного для данного народа
“Для меня нет задачи интереснее, чем обстоятельный анализ исторического персонажа…” – писал П. Мериме. Именно из-за сложности и неоднозначности исторических событий герои произведений французского писателя часто живут двойной жизнью, у них – двойственный внутренний мир. Талантливый психолог, Мериме проникает глубоко в душу своих персонажей, раскрывает двойственность натуры своих современников, открывает истоки этой двойственности, показывает преобразования, которые происходят с человеком, сумевшим осознать истинные ценности и законы. Именно этим, в первую очередь, и интересны созданные писателем образы.
Презирающий буржуазный мир с его низкими правилами и ценностями, Мериме в новелле “Таманго” выступает с резкой критикой рабовладельческого строя, с гуманистических позиций осуждает колониализм. В присущей многим романтикам манере писатель стремится найти энергичные характеры, яркие страсти, цельные натуры вне буржуазной повседневности, в мало затронутых цивилизацией “экзотических” странах.
В “Таманго” автор создает яркий образ свободолюбивого негра. В начале новеллы перед нами – дикий негритянский царек, который продает белым работорговцам своих подданных. Безжалостно и цинично продает Таманго свой “товар”, идя при этом на любые ухищрения, продает людей в обмен на “дрянные бумажные ткани, порох, кремни, три бочонка водки, пятьдесят плохо собранных ружей”. Он готов тут же убить тех, кого не купили, потому что не знает, что ему делать с этим “хламом”. Все это ярко демонстрирует, насколько ничтожной и ничего не значащей была для него жизнь людей. Мериме показывает постепенное развитие сюжета и судьбы героя, в ходе которых Таманго сам оказывается в неволе. И тут происходит резкая перемена в мировоззрении и психологии негра. Он осознает всю бесчеловечность цивилизации, несправедливость строя, при котором одни люди становятся товаром, а другие берут на себя право распоряжаться их судьбами, и даже больше – их жизнью. Мы видим, как герой постепенно поднимается до истинного величия, вдохновив своих “братьев по несчастью” и возглавив бунт на невольничьем корабле.
В новелле автор также рисует образ белого работорговца Леду, поражающего своей беспредельной жестокостью, превосходящей во много раз первобытную жестокость дикарей. Способный на ловкий обман, научившийся избегать английских крейсеров, Леду приобрел большую славу у торговцев “черным деревом”, то есть неграми-рабами. С иронией и сарказмом изображает писатель пустоту и лицемерие этого типичного представителя буржуазного общества, в котором беспредельно господствует власть денег и страсть к наживе. Стремясь как можно выгоднее совершить сделку, такие как Леду используют различные ухищрения, в изобилии заливая свои споры водкой. Негодование и возмущение вызывает жестокость торговцев людьми, их низость и подлость.
В своих произведениях Проспер Мериме всегда стремился к объективности, избегал излишнего лиризма. Он был одним из первых, кто ощутил начало кризисных явлений в культуре буржуазного Запада и старался показать всем пагубные последствия этих явлений. Мне особенно импонирует умение Мериме отчетливо и реалистично изображать необычные обстоятельства и необычных героев, а также подвергать их мысли и поступки глубокому анализу, применяя при этом совершенно оригинальный способ повествования – словно просто фиксируя события. Мне нравится также, что все произведения Мериме, в том числе и новелла “Таманго”, отличаются остротой конфликта, драматизмом сюжета, неожиданным и всегда интересным финалом.
“ТАМАНГО” (сочинение-отзыв)