В развитии русской художественной прозы основополагающее значение А-ра С-ча П-на особо велико, ведь у него почти не было предшественников. По сравнению со стихами, язык прозы находился на более низком уровне, поэтому перед Пушкиным-прозаиком вставала исключительно трудная задача обработки материала данной области словесного искусства. Прозаические жанры привлекали к себе внимание своей большей доходчивостью. Не зря в эти годы П-н отмечал: “Повести и романы читаются всеми и везде”. Первым завершенным пушкинским произведением в прозе
Именно ему рассказывают занимательные истории различные герои: титулярный советник , подполков-ник , ремесленник , девица . Русская жизнь в “Повестях Белкина” должна была открываться читателю с точки зрения обыкновенного человека, изумленного происходящим, но не отдающего себе отчета в его смысле. П-н усвоил манеру Вальтера Скотта показывать исторические события глазами лиц, не понимающих их подлинного смысла или понимающих их иначе, чем автор. Поэтому в “Повестях Белкина” присутствуют два взгляда на события: один – простого, неискушенного провинциала Белкина и рассказчиков, другой глубокий философский взгляд автора. “Повести Белкина” являются и хронологически, и по существу началом русской реалистической прозы. Рассмотрим более подробно повесть “Станционный смотритель”.
С моей точки зрения, это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Эта тема определяет главную проблему – почему именно так сложились их жизни? Почему при чтении последних страниц повести, несмотря на сильную боль за умершего “бедного” смотрителя, возникает чувство светлой печали вместо желания судить и обвинять Дуню и Минского за жестокость и эгоизм? Существует огромное количество критической литературы по этим двум проблемам.
Многие считают, что в горестной судьбе Вырина виноваты дочь и гусар. Некоторые обвиняют во всем те социальные условия, в которых живут герои. Сам же П-н считает, что на вопрос о причинах столь по-разному сложившихся судеб Вырина и Дуни есть два ответа: красота Дуни и самолюбие Вырина. Именно самолюбие отца – исток его будущей беды: быстрое превращение “бодрого мужчины в хилого старика”, а затем смерть. Ему льстили внимание и благосклонность проезжающих господ, которые вызывала Дуня.
Но не заключилось ли в этом удовольствии от “смотрения”, которое отец разделял с проезжающими, слишком много от удовольствия мужчины и слишком мало от заботливого отца. Кажется, что Вырин принимает во внимание только “домашние добродетели дочери и ее красоту”. Но Дуня и в самом деле красива, хозяйственна, разумна. Сам Вырин говорит, что на ней “… дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала”. Юная кокетка стремится в высший свет, а ее отец не представляет для своей дочери другой жизни, кроме как на почтовой станции.
Дуня же считает своим долгом обрести дом, семью, счастье и выполнить главную природную миссию – защиту, сохранение и продолжение жизни. Именно поэтому она уезжает с Минским. С ним она обретает все, к чему стремилась. Но отец не понимает ее, не верит в глубину и искренность чувств, возникших между молодыми людьми.
Он уверен, что проезжий гусар просто обманул и его, и его последнюю отраду – дочь. Но, несмотря на это, он не борется за нее, а спивается и умирает. Итак, анализ художественного текста повести позволяет предположить, что Вырин спился и умер не по причине несчастья, угрожающего его дочери, а из-за ее счатья, свидетелем которого он становится и в котором ему нет места.
Таким образом, “Повести Белкина” можно назвать не только первым прозаическим опытом П-на, но и первым реалистическим произведением русской литературы, потому что автор со всей искренностью и откровенностью показал жизнь со всеми ее достоинствами и недостатками.
Суть конфликта между Выриным и Дуней