Великий русский критик и мыслитель В. Г. Белинский писал о Татьяне Лариной, ге- роине романа А. С. ПушкинА, что это – “су- щество исключительное, натура глубокая, лю- бящая, страстная”. Часто говорят о “тургеневских девуш- ках”. Эти образы будут вечно тревожить во- ображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера.
Но мне ка- жется, что “пушкинские девушки” не менее интересны и привлекательны. Маша Троеку- рова из “Дубровского”, Маша Миронова из “Капитанской дочки”, Марья Гавриловна из “Метели”…
Поэт много раз подчеркивает, что Татья- на любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали “русскую душу” Татьяны. Во внешнем поведении Татьяны не было ничего исключительного, она во многом по- хожа на других девушек. В этом-то и вся ее узнаваемость.
Так же как и они, Татьяна “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям”, так же как и их, ее “тревожили приметы”. Но было с детства много такого, что отличало ее от других: Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. / С раннего возраста она отличалась мечта- тельностью, жила особой внутренней жиз- нью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства – качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено роли книг, кото- рые были для Тани целым миром, сформиро- вали ее лучшие чувства. Так Пушкин подво- дит нас к пониманию того, то Татьяна – на- тура поэтическая, высокая, одухотворенная, разве поэту может такая не нравиться?
Один из самых аристократичных людей своего времени, Пушкин любил деревенскую простоту. В одной из повестей он пишет, что уездные барышни – просто прелесть. Они воспитаны на чистом воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чув- ства и страсти, которые неизвестны рассеян- ным красавицам.
И Пушкин подчеркивает, что существенное достоинство таких деву- шек – их самобытность. Сказано как будто о Татьяне. По душе авто- ру и открытость, прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви всегда считалось неприличным, Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна?
За то лъ, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? С раннего девичества Татьяне присуще по- стоянство характера. Когда она становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспо- минает прежнюю сельскую жизнь. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в душе. Пуш- кину все нравится в Татьяне: Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей…
В произведениях ПушкинА вырисовыва- ется тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты – благородство и верность супру- жескому долгу. Маша Троекурова, принес- шая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонни- кам, потому что случай повенчал ее с неиз- вестным офицером. Маша Миронова, не от- рекшаяся от своего жениха и сумевшая по- пасть ради него к самой царице.
Наконец, Та- тьяна, которая с твердостью говорит: Но я другому отдана; И буду век ему верна. Проходят эпохи, меняются моды, увлече- ния, общественные условия и законы, но все- гда будут в чести те душевные качества, ко- торые делают Татьяну Ларину и других “пушкинских девушек” милыми: чистота, благородство, верность. В искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собст- венным творением.
Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом “Евгений Онегин”, все более изумлялся чудесной де- вушкой, оживавшей под его пером. Он с лю- бовью описывает ее внешность, силу чувств, “милую простоту”. На многих страницах не- вольно признается: “Я так люблю Татьяну милую мою”, “Татьяна, милая Татьяна!
С то- бой теперь я слезы лью…” Для ПушкинА собственная героиня становится “милым идеалом”.
“СУЩЕСТВО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, НАТУРА ГЛУБОКАЯ…”