Тут мастерство как будто данное:
никаких лишних слов нет, а просто
есть те, которые есть, точные, друг
друга определяющие.
3. Н. Гиппиус “Земля и камень”
Далеко не каждый человек, читающий стихотворение, думает о том, какова его композиция или размер. Зачем? Прекрасно можно воспринимать поэзию, не имея специальных знаний, не выясняя особенностей композиционного построения и ритмического рисунка. Долгое время я считал, что стихотворение не схема, не чертеж, который можно детально разбить на составляющие части, а единый плод
И лишь со временем, от урока к уроку, постигая неприятное слово “анализ”, я понял, насколько эта работа помогает мне разобраться в смысле стихотворения, в глубине чувств автора.
Проникновение в мастерскую поэта всегда начинается для меня с того, что я вспоминаю его жизненный путь, те годы, в которые он создавал свое произведение.
Так стихотворение С. Есенина “Письмо матери” было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. Многие произведения, написанные в этот период, явились грустной констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось в романтические дни Октября 1917 года:
Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Именно в эти годы С. Есенин пишет знаменитое “Письмо матери”, которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но – шире – как прощание с матерью-родиной:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. Углубление миропонимания вело к утверждению в его стихах пушкинской простоты, классической ясности художественных средств. Все больше влияние пушкинских произведений чувствуется у С. Есенина в лирике последних лет.
В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери, В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к “милой, родной старушке”. Его строки годны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
На память приходят опять пушкинская лирика и его задушевное поэтическое произведение “Няне”. Оно так же доброжелательно, проникнуто сыновним чувством вины за долгое молчание, признанием того, как много поэт причинил беспокойства родному человеку:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Обратимся к стихотворению С. Есенина “Письмо матери”. Разве это не сама музыка чувства? Поэт словно обнял “старушку” своей душой.
Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному . Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Даже сам С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность.
Не случайно, что до сих пор С. Есенин – поэт, на стихи которого поют песни.
Вот какие слова сказал Н. В, Гоголь о музыкальности русского стиха: “Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука. У каждого свой стих и свой звон”. Этот особенный “звон” и ощущается в поэтическом произведении “Письмо матери”.
Он придает стихотворению взволнованность.
Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой “избушки”, в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери.
Первая строфа начинается с риторического вопроса: “Ты жива еще, моя старушка?” В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою “старушку” в том, что у него все нормально, что он “не такой уж горький… пропойца, чтоб… умереть”, не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Это – доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов и эмоционально окрашенного слова “струится”.
Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о “кабацких драках”, о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она “часто ходит на дорогу”.
Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет “синий”. Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения.
Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты “вечерний”, “ветхий”, “тягостная”. Не случайно употреблено и слово “саданул”, в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием “ничего, родная…” и утвердительным предложением “успокойся”. Чувствуете, как меняется тональность стиха?
Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой :
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж па рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам . Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя.
Кольцевая композиция придает завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная
рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несет в себе душевное состояние лирического героя.
В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней “русский дух”, в ней “Русью пахнет”.
Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.
Стихотворение Сергея Есенина “Письмо матери”