Тема любви – одна из главных в лирике с момента ее зарождения. Эту тему по-разному освещали поэты и писатели. Ведь поэзия раскрывает внутренний мир человека, самое сокровенное в нем.
В сороковые годы девятнадцатого века М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении “И скучно и грустно” писал:
Любить… но кого же?..
А чуть менее века спустя, как бы в продолжение, Б. Л. Пастернак, чье имя ставят в один ряд с поэтами Золотого века, “откликнулся”:
Любить иных – тяжелый крест…
Стихотворение Б. Пастернака “Любить иных –
Произведение состоит из трех четверостиший, написанных четырехстопным ямбом. Всего три строфы, но сколько чувств, переживаний сокрыто в них!
Я думаю, это стихотворение – признание. Признание в любви и признание превосходства предмета обожания над своей скромной персоной. Первая строка звучит как откровение:
Любить иных – тяжелый крест…
Лирический герой Пастернака преклоняется перед возлюбленной, сравнивая ее с “разгадкой жизни”, “шорохом снов”, “шелестом новостей и истин”, она способна “словесный сор из сердца вытрясть”. Эти метафоры необычны: они восстанавливают единство мира, окружающего лирического героя, собирают вместе разрозненные детали, подчеркивают взаимопроникновение предметов и явлений.
Поэт обращает внимание на близость женщины к природе, ее родство с самой жизнью. Любовь к женщине подобна любви к жизни, к миру, причащает поэта с ним:
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это – не большая хитрость.
Чувство облагораживает, оно подобно очищению.
Эмоциональная тональность возвышенна, поэтическая интонация мелодична, гармонична благодаря построению стиха: точной перекрестной рифмовке, чередованию мужской и женской рифм. И это придает завершенность каждому четверостишию. Первая строфа, а вместе с тем и все стихотворение, начинается с инверсии, выдвигающей на первый план действие. Такая фигура встречается и в других строчках:
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен…
И жить, не засоряясь впредь…
В первом и последнем предложениях прослеживается параллелизм, что, на мой взгляд, подчеркивает интонационную завершенность стиха:
Любить иных – тяжелый крест…
… Все это – не большая хитрость.
Чувства, переживания лирического героя автор передает с помощью звукописи. Например, аллитерация представлена звуками, , , в первом четверостишии, , , во втором, , , , , в третьем. Это придает особое звучание произведению.
Ассонанс звуков, во втором четверостишии подчеркивает черты, присущие лирической героине: нежность, чистоту, чувственность.
Перечитывая строки произведения Б. Л. Пастернака, я невольно вспоминаю стихотворение А. С. Пушкина “Мадонна”, в котором поэт восклицает:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Безусловно, есть какое-то созвучие двух поэтических жемчужин, в которых воспета великая сила любви и ее значение в жизни каждого человека.
До последних дней любовь к женщине давала Б. Пастернаку жизненные силы, вдохновляла на творчество и помогала выстоять в самых невыносимых обстоятельствах тяжелой болезни, злобной травли и опалы, несмотря на то, что
Любить иных – тяжелый крест…
Стихотворение Пастернака “Любить иных – тяжелый крест…”