СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН…”
(восприятие, истолкование, оценка)
Обращаясь к истории написания стихотворения “Как часто, пестрою толпою окружен…”, нельзя не вспомнить рассказ Тургенева, который вошел в его “Литературные и житейские воспоминания”. По словам писателя, в 1840 году он встретил Лермонтова на одном из балов в Дворянском собрании.
На балу поэту не давали покоя, беспрестанно к нему приставали, брали его за руки. Одна маска сменялась другой, а он почти не сходил с места
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
В лирике этого периода (1837-1841) ощущается, как меняется отношение поэта к миру, к чужому мнению, в том числе к мнению толпы. Герой Лермонтова чувствует свою полную разобщенность со светской толпой и со своим поколением: “образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”. Он не способен совладать с самим собой, со своими мечтами, которые теперь кажутся несбыточными. При этом недовольство героя направлено и на внешний мир, и на себя. Он прекрасно осознает враждебность мира, объективными законами которого являются одиночество и беспросветный трагизм личного существования.
Что может спасти человека в такие минуты горького отчаяния и разочарования? Лирический герой Лермонтова не мечтает о славе среди “пестрой толпы”. Красавицы, которые с небрежной смелостью касаются его холодных рук своими бестрепетными руками, давно его перестали волновать. Передать это настроение отрешенности поможет Лермонтову прием выделения отдельных слов и словосочетаний, который находится в прямой зависимости от интонационной структуры стихотворения. “Пестрая толпа”, “дикий шепот”, “бездушные люди”, “давно бестрепетные руки”, “небрежная смелость” – все эти эмоциональные, наполненные экспрессией эпитеты подчеркивают враждебность окружающего мира по отношению к лирическому герою. Интересна композиция стихотворения.
Вступление и финал – это констатация существования реального мира, людской суеты. От нее стремится убежать герой в свои несбыточные мечты, в свой совершенный внутренний мир, наполненный яркими красками и живыми эмоциями, и к ней же возвращается, поняв бесплодность своего побега:
Наружно погружасъ в их блеск и суету,
Ласкаю я в суше старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Детям часто снится один и тот же сон: во сне можно превратиться в птицу и взмыть в бесконечную синеву неба. С высоты птичьего полета интересно посмотреть на тех, кто остался внизу, кто удивленно и завистливо смотрит на тебя и никогда не радуется, что ты умеешь летать. Так и лермонтовский лирический герой летит “вольной, вольной птицей” (обратим внимание на повторение эпитета “вольный”: это не просто ритмообразующий повтор, но бессознательное выражение главной мечты – стать свободным) и, возможно, видит себя ребенком. Современные психологи объясняют, полеты в ином ключе: полет во сне – это выражение подсознательного освобождения человека от гнета внешних обстоятельств, переживание того, что не сбылось, но о чем страстно мечталось.
Эпизод погружения лирического героя в мечту окрашен позитивными эмоциями. В нем преобладают яркие цвета и светлые оттенки, которые придают пейзажным зарисовкам некую светлую, щемящую грусть: “зеленой сетью трав подернут спящий пруд”, “сквозь кусты глядит вечерний луч”, “желтые листы шумят под робкими шагами”. Постепенно в сознании читателя предстает прекрасный образ:
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Недаром этот волшебный образ трактуется как женский: в нем воплотились и забота нежной, любящей матери и невинная прелесть первой возлюбленной. Только в детстве возможно такое радужное и беззаботное видение мира, когда разум еще не столь остро воспринимает несправедливость, а душа не всегда способна отличить грубую лесть от проявления искреннего чувства.
Пестрая толпа шумно врывается в мир грез лирического героя стихотворения и разрушает его, а мечта – всего лишь “незваная” гостья на этом празднике жизни. У поэта только одно оружие борьбы с клеветой, несправедливостью и глупостью – острое, словно меч, слово (обратим внимание на эпитет “железный”):
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН…” (восприятие, истолкование, оценка)