Передо мной на столе лежит книга Анны Андреевны Ахматовой “Белая стая”. Наугад открываю ее. Читаю: “Двадцать первое.
Ночь. Понедельник”. Коротко и четко, поэтому необычно.
Дочитываю до конца, понимаю, что это стихотворение о любви. Но как-то оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви. А здесь:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
В чем дело? Почему такая резкая перемена? Я думаю, ответить на эти вопросы поможет история создания
Стихотворение написано в тысяча девятьсот семнадцатом году, в один из самых тяжелых периодов в жизни страны и каждого человека в отдельности. Неопределенность была не только в экономике, политике, но и в душах. Поэтому основное поэтическое ощущение А. А. Ахматовой тех лет – ощущение надвигающейся катастрофы, как бы “конца мира”.
Оно становится, пожалуй, главным и даже определяющим в лирике данного периода. Добавлю к этому еще поиски нового смысла жизни, и сразу все становится ясным. Читая стихотворение “Двадцать первое. Ночь.
Понедельник” нельзя не почувствовать, что мотив неустойчивости слишком неукоснительно и резко проходит через него и что, следовательно, неустойчива сама жизнь, окружающая человека.
Данное стихотворение невелико по объему, всего двенадцать строк. Но в нем вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь мы видим лишь окончание драмы. На мой взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной.
Ведь, в конечном счете, лирика – это прежде всего биография.
Композиция стихотворения несколько необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк – отрицание любви, и вдруг в конце – противоречие, как будто снята маска:
Но иным открывается тайна…
Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей – любовь.
Лирическая героиня А. А. Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.
Затем калейдоскоп, созданный однородными сказуемыми, раскрывает сложность чувства: от отрицания к утверждению. Тональность тоже меняется.
Несмотря на изменение настроения в стихотворении, оно лишено суетности. В нем, как и в большинстве ахматовских произведений, минимум выразительных средств. Олицетворение, антитеза, разностилевая лексика лишь дорисовывают картину, набросанную вначале.
Мне кажется, что стихотворение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” похоже на беглую запись в дневнике или даже на часть странички из него, не имеющей ни начала, ни конца.
Наверное, А. А. Ахматова пыталась таким образом дать читателю возможность самому додумать то, что происходило с героиней. И, может быть, взгляд на чужую трагедию поможет многим избежать своей.
Стихотворение Ахматовой “Двадцать первое. Ночь. Понедельник”